Фото: Яндекс
В редакцию каждый день с различными вопросами обращаются десятки людей, иногда даже не хватает времени, чтобы ответить всем. Люди рассказывают о своих проблемах, и мы искренне принимаем их сторону, сочувствуем, сопереживаем. Но в конфликте всегда виноваты двое, и мы всегда должны узнать взгляд на ситуацию второго участника. Поэтому часто проблема разворачивается другой стороной, и понять, кто прав, а кто виноват, очень сложно.
На этот раз в треугольнике негативно настроенных людей оказался ребенок, одиннадцатилетний мальчишка. В углах противоборствующих сторон стоят: папа, который стал инвалидом и не в состоянии ухаживать за ребенком; школа, которая конфликтует с отцом и косвенно, а может быть и прямо, переносит отношение к отцу на ребенка; и одноклассники, которые издеваются и унижают мальчика.
Тимка (имя изменено) учится в одной из школ Оловяннинского района, в 5 классе, живет вдвоем с отцом. Отец — инвалид по зрению, почти ничего не видит, бывший милиционер, педагог.
По словам директора школы (имя руководителя и номер школы имеются в редакции), отец отказался от социального работника, а сам не справляется с домашними обязанностями из-за своего недуга: «В доме — антисанитария, насекомые. Соответственно, ребенок приходит в школу неопрятный», — говорит директор. Он заверяет, что конфликтов с одноклассниками и учителями у Тимки нет. Но можно догадаться, что к неухоженному мальчику жестокие дети могут относиться с пренебрежением просто из-за внешнего вида, из-за той же неопрятности.
В начальных классах Тимка учился хорошо, занимался боксом, греко-римской борьбой, играл в шашки и шахматы. А когда, три года назад, они с отцом переехали в Оловяннинский район, началась эта травля. Мальчик ушел в себя, стал пропускать уроки, запустил учебу, боится ходить в школу.
«Одноклассники караулят его после уроков. От школы сопровождают угрозами и оскорблениями до самого дома. Учителя придираются, читают нотации, обзывают «бараном». В общем, сын не хочет ходить в школу. Пробовали перевестись в другую школу — ситуация повторилась, вернулись назад. Тимку обзывают, пинают, один раз разбили нос. Девочки рисуют в его тетрадках и в учебниках, портят его вещи. А теперь еще меня хотят лишить родительских прав, обвиняют меня в том, что я выпиваю. Хотят забрать сына в детский дом или отдать матери», — говорит отец Тимки.
Становится понятно, что если в двух школах повторяется одна и та же ситуация, значит проблемы идут из семьи. Родительских прав лишать «за просто так» тоже никто не будет, значит причины все-таки есть. С другой стороны, сын за отца не отвечает, а учителям все-таки непедагогично демонстрировать свое субъективное отношение к детям. Ведь есть такое правило — создавать для любого ученика ситуацию успеха. И тогда он, как цветок от полива, будет раскрываться и развиваться. Необходимо также рассказывать детям о дружбе, взаимовыручке, поддержке.
Отец также утверждает, что в материальном плане в их семье все благополучно. Он получает пенсию, живут они в двухкомнатной квартире, у Тимки есть своя комната, рабочее и спальное место, ребенок всем обеспечен. Однако учителя так не считают. Они говорят, что отец наказывает ребенка, не покупая ему даже продукты питания. Директор школы комментирует, что мальчишка хороший, но его испортил отец, и ребенок полностью идет у него на поводу. Отец разрешает ему не ходить в школу.
В общем, картина складывается такая. Все вокруг добрые, заботятся и беспокоятся о Тимке. Отец обвиняет школу в плохом отношении к сыну. Школа — отца. А ребенок уже три года растет в нервной обстановке, впитывает в себя всю эту вражескую атмосферу, страдает каждый день, лишенный счастливого детства, которое ему просто обязаны обеспечить взрослые.
Елена МУРАТОВА