Pro et contra Кыринского района

  • 15 июн. 2017 г.
Pro et contra Кыринского района

«Вечорка» в № 22 публикацией «Артель «Бальджа» против Сохондинского заповедника» начала свое расследование событий, происходящих в Кыринском районе, где старатели, хозяйничая в охранной зоне заповедника, подчистую спилили почти 11 га леса и буквально украли километр речного русла…

«Сохондинский государственный заповедник» и «Артель старателей «Бальджа» на всем протяжении своего совместного сосуществования на одной территории были своего рода pro et contra, льдом и пламенем для Кыринского района. У заповедника благородные цели — сохранение уникальной природы истоков Амура. А артельщиков цели не менее благородны — добыча золота, которое жизненно необходимо для существования любого государства во все времена. В таком тесном сосуществовании двух, на первый взгляд, несовместимых организаций конфликты неизбежны. Слишком различны их цели и способы их достижения.

Да, требования российских законов таковы, что любой недропользователь обязан проводить рекультивацию территорий, на которых ведет работы. Но даже если он делает все добросовестно, шрамы остаются. Попробуйте разорвать нить и как бы вы ее потом не связывали, узелок все равно останется.

2012-2014

Начинается эта история в далеком уже 2012 году, когда ООО «Артель старателей «Бальджа» в целях добычи россыпного золота получила по договору аренды № 42 от 09.08.2012 г. участок на Киркунском месторождении, который находится в непосредственной близости от территории заповедника, но что делать — Родине необходим презренный металл. Забегая вперед, отмечу, что позже этот участок вошел в охранную зону заповедника.  

В 2013 году ситуация вокруг заповедных территорий несколько изменяется — правительство РФ, осознав всю важность и уникальность природы в истоках Амура, принимает Положение об охранной зоне Сохондинского заповедника. Его текст был помещен в газете «Ононская правда» 29.11.2013 г. С введением охранной зоны права местных жителей не ущемлялись никоим образом и не было в Положении никаких ограничений, кроме одного: запрещены лишь сплошные рубки спелого (более 120 лет по возрасту) живого леса.

А вот промышленников, коим в этих краях выступает «Бальджа», серьезно ограничили в пользовании этими территориями, и они начали мутить воду. До этого-то артельщики фактически бесконтрольно и безнаказанно здесь хозяйничали, устраивали «царские охоты», браконьерничали, ставили сети на нерестовых реках, выгребая подчистую всю рыбу, включая молодняк. Приходится признать, что в начале 2000-х годов, то есть до введения охранной зоны, и местная районная власть шла на поводу у артельщиков и брала с них «дурной» пример. В 2004 году на браконьерском лове рыбы попался даже многолетний «хозяин» района — Евгений Бриль.

К моменту описываемых событий, то есть к началу 2014 года, порядка в районе все-таки стало больше: районное руководство поменялось, природоохранное законодательство стало жестче, и пришлось артели свои аппетиты поумерить. Однако введение Положения об охранной зоне дало новый повод для конфронтации. С помощью районной газеты «Ононская правда» и ее редактора — Марины Афанаскиной, артели удалось настроить часть кыринцев против введения охранной зоны. Людей потчевали какими-то страшными небылицами о том, что им запретят отныне пользоваться сенокосами, нельзя будет собирать грибы и ягоды, да что там сбор дикоросов — ходить по охранной зоне запретят.

Вопрос о зоне поднимался и на митинге, который состоялся в Кыре 31 января 2014 года и был явно инспирирован руководством артели. Но кыринцы не поддались на провокации и разум тогда восторжествовал — местные поняли, что охранная зона ничего особо им не запрещает и не ломает их, веками складывавшийся, уклад жизни. Периодически в охранной зоне браконьеров из числа местных все-таки задерживают, но она заработала. Артель же, по всей видимости, поняв, что повернуть ситуацию вспять уже не получится, на время затаилась…

2017

Участок добычи россыпного золота на Киркунском месторождении хоть и входил теперь в охранную зону, но работать на нем «Бальджа» имела право — выделен он был до вступления в силу Положения. До поры до времени работы на нем не велись и так продолжалось до весны этого года.

«Бальджа» принялась за работы с места в карьер, да так рьяно, что непоправимый урон, который они нанесли природе, заметили даже местные жители, которые и сообщили о хищнических замашках артели «Вечорке».

Что уж говорить о сотрудниках заповедника, которые немедленно выехали на место ведения работ и задокументировали все содеянное. Масштабы поражали. Мало того, что артельщики «украли» у реки Киркун один километр русла, попросту его спрямив — вместо двух сделали один. Самое страшное, что происходило это на нерестовых плесах в период нереста хариуса и ленка.  

Но «Бальдже» этого показалось мало, и она беспардонно вылезла за границы выделенного участка, вырубив около 11 га леса. Это было сделано в охранной зоне, где даже сухостойную лесину можно спилить только по специальному разрешению, а тут более десяти гектаров заповедной тайги как корова языком слизала. 

О бесчинствах артельщиков «Вечорке» стало известно от жителей Кыринского района, которых такие действия артели возмутили до глубины души.

— В то время, когда мы, простые жители района, в границах охранной зоны заповедника не можем даже срубить сухостой без разрешения, «Бальджа» рубит здоровый лес в промышленных масштабах. Нас за лесину наказывают нещадно, а им хоть бы хны — творят, что хотят, — говорят кыринцы.

После того так специалисты заповедника забили тревогу, в районе побывало несколько проверок, в том числе из Росприроднадзора, которая никаких нарушений не выявила. А вот Гослесслужба и Росреестр, напротив, нарушения обнаружили, более того, представители лесного ведомства даже штраф артели выписали.

Нарушение первое, и основное, что земельный участок в натуре не отведен: вокруг участка, выделенного под добычу золота, «Бальджа» за почти пять лет пользование не удосужилось выставить межевые знаки. Местные органы власти с себя спихивают и говорят, что горный отвод должен сделать Росреестр, который в свою очередь кивает на Технадзор и прокуратуру. Одно из объяснений руководства артели как раз и основывается на отсутствии межевых знаков: мол, ошиблись, вылезли за пределы и… смахнули под корень 11 га тайги! Хорошенькое объяснение.

Давайте разбираться дальше. Что такое увеличение площади разрабатываемого участка? Во-первых, это нарушение проекта, вся сметная документация должна лететь в тартарары. Планы, графики, отчеты превращаются в сплошную профанацию, показывать в них неотведенные участки нельзя, т.к. на это были затрачены дополнительные силы и средства. Эти расходы где-то указаны? И будут ли учитываться доходы?

Во-вторых, спилено 11 га первосортного леса, которого ни в каких проектах и планах также не значилось. Куда он делся? Если был реализован, где вырученные средства? Эти деньги как-то будут отражены в финансовых отчетах артели или они пошли в чей то карман? Это уже вопрос лично к генеральному директору «Бальджи» г-ну Гуревичу. Где деньги, Валерий Леонидович? Думается, и налоговая служба должна заинтересоваться этим вопросом.

Вопрос третий касается тех проверок, которые приезжали в Кыринский район проверять последствия бесчинств артельщиков. Здесь прослеживается интересная тенденция — представители Росприроднадзора по каким-то неведомым причинам, приехав в Кыру, остановились в гостинице… артели «Бальджа»! А как умеют встречать и угощать в артели, об этом в Кыре ходят легенды. Неудивительно, что проверяющие ничего не обнаружили.

Вопросов действительно много и, уверен, будет их еще больше, когда контролирующие и правоохранительные органы начнут проверять работу «Артели старателей «Бальджа» со всем тщанием.

«Вечорка» же в свою очередь будет внимательно следить за развитием событий и в ближайшее время обязательно посетит Кыринский район.

На фото: карта бесчинств артели "Бальджа"