Родословные Забайкалья. Зыряновы из Дамасово (5)

  • 21 июл. 2017 г.
Родословные Забайкалья. Зыряновы из Дамасово (5)

Он много и часто фотографировал. В нашей жизни все так переплелось, что и жизнь стала общей. Получился «коммунизм на двоих». Так вот, я хочу сказать, что большинство цветных фотографий, которые я ставлю в повествованиях и на видео, касающихся Аргуни и Нерчинских Заводов, принадлежат Владимиру Георгиевичу Зырянову. Также он находил много фотографий в семейных альбомах, музеях, занимался поисками очень нужных и интересных сведений.

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
 

Люди, конечно, не замечали той большой работы, которую делал Володя. Да они и не обязаны замечать. Это дано редким личностям.

Оставим в стороне художественную литературу… В эти дни, готовя к публикации эти незамысловатые записи, я думаю, что никто, кроме Володи, в истории Приаргунья ХХ века не оставил (и не оставлял ранее) сведений о простых, конкретных людях своего села, за судьбами которых видна вся Россия и суровая эпоха, выпавшая на долю наших предков. Кто добрым словом вспомнил их имена? Никто, кроме Володи. Спросите самих себя: есть ли у вас, в деревне, в поселке, в районе такие неутомимые и неугомонные люди, бессребреники, так страстно желающие людям добра, света, образования и благополучия?

Образ Владимира для многих и многих земляков останется примером Настоящего Человека. Если такие люди в деревнях исчезли, если их нет сейчас, то они появятся. И пример Зырянова будем им в помощь.

Григорий Петрович Зырянов. 1937 год.

В Дамасово почти все вступили в колхоз, который назвали «Новая жизнь». Молодежь радовалась и работала с энтузиазмом от зари до зари. Но старики, бывшие казаки, относились к новому с осторожностью. Потому что в колхозах все имущество, весь скот и кони были личным добром самих колхозников. В колхозе все становилось общим. Порой доходило до драк. Старым казакам не нравилось, когда их коней запрягал на работу какой-то комсомолец. Тут вмешивался председатель колхоза, разъяснял, что, мол, теперь нет личных коней — все колхозное.

Естественно, он был на стороне комсомола. Когда у Григория Петровича Зырянова умерла жена Апросинья, он остался один с тремя маленькими детьми — Гошей, Тоней и Иваном. За ними смотрела и нянчилась племянница Григория Парасковья, а он от зари до зари работал в колхозе.

— Работал Григорий Петрович за десятерых, — вспоминал Фрол Михайлович Овсянников. — Делал все сам, без помощников, доил восемнадцать коров, молоко ставил в крынки, собирал сливки, сбивал их в масло, смотрел и ухаживал за маленькими телятами, плел из талового лыка корзинки и корзухи для картофеля и овощей в колхозный амбар и хранилище, стриг овец, обрабатывал эту шерсть, из нее сам прял пряжу, из этой пряжи вязал носки и варежки для колхозников, готовил лес, дрова, работал на мельницах, в кузнице…

Все удивлялись такому работяге, и всегда его приводили в пример другим. Но были и завистливые люди, которые ничего не умели делать, а оклеветать горазды любого. Так, в 1937 году, по доносам и клевете, многих увозили в застенки НКВД. Увезли однажды и Григория Петровича Зырянова. Трудолюбие и честность, которые были непонятны начальству, стали причиной его ареста.

А дело было так. Приехала комиссия из района во главе с первым секретарем проверять колхоз. Когда дошла очередь до Григория, пошли во двор смотреть молодняк, как и в каком состоянии. Зашли на усадьбу — порядок, все чисто убрано, во дворе стояли сытые жизнерадостные телята, на каждом был ошейник из черемухового лыка. Старший комиссии спросил, показывая на ошейники: «Что это такое?» Григорий объясняет: «Это чтобы вшей не было на скотине». Начальник разразился громким матом на Григория и на председателя колхоза. Закричал: «Да у вас и вши еще есть? Что за бардак! Да я вас под суд отдам».

В эту же ночь арестовали Григория Петровича и увезли. Дети остались сиротами: Гоше — 12 лет, Тоне — 10 лет, Ивану — 7 лет. Парасковья — дочь Ивана Зырянова — так и жила с ними, пока не вышла замуж.

— А хозяйство, за которым смотрел Григорий Петрович, пришло в упадок буквально через месяц, — рассказывал Фрол Михайлович.

После ареста Григория председатель колхоза поставил восемь женщин, чтобы делали работу Григория Петровича, но они от зари до зари работали и не успевали делать норму, которую делал один бывший казак Григорий Петрович Зырянов. Женщины отнекивались от перешедших к ним забот, старались перейти на другие работы…

Вот так многие казаки заканчивали свой жизненный путь. У некоторых не было никакой поддержки, близких и родственников разбросало по белу свету, такие умирали от голода, холода, одиночества.

Раньше — до репрессий и депортаций, до вступления в колхозы — дальновидные и мудрые бывшие казаки, а также другой народ, проживающий на границе, до 1930-х годов ушли жить в Китай, дабы сохранить свою семью, детей. У них получилась хоть какая-то жизнь. Многие из их детей еще живые, правда, им уже за 80 лет.

Детей репрессированных звали «вражата», но эти дети-«вражата» вытащили на себе вторую мировую. К примеру, Георгий Григорьевич Зырянов — сын репрессированного Григория Петровича — прошел войну с 1942 по 1945 годы. Пришел с фронта весь израненный, но кавалер орденов Боевой Славы и многих медалей. И опять же на, плечи «вражат» лег тяжкий труд поднимать колхозы. Дочь Григория Петровича Антонина Григорьевна работала на стройке Горного Зерентуя, сын его — Иван Григорьевич, осваивал целину в приаргунских степях. Теперь их уже нет в живых, остались дети и внуки. Не дай Бог им испытать, что испытали их родители и деды.

Рассказ очевидца событий

Прошла и по Аргуни гражданская война, разделив казаков на белых и красных. Кто ушел в лес, кто ушел в Китай за Аргунь. Смутное время не обошло и наше Дамасово. Все деревни по Аргуни жили тогда в напряжении и тревоге. Фрол Михайлович Овсянников 1913 года р., гражданская война и последующие события остались в его памяти яркими и незабываемыми.

— Мы, дамасинские ребятишки, бежали смотреть на красных или белых. А кто посмелее, взбегали на бугор возле озера, а оттуда видно было, как белые идут с Ишаги на Дамасово или наоборот. С криком «Ура!» налетали на деревни. Власть менялась каждую неделю. Как-то белые стояли в Дамасово, и вдруг группы всадников, с шашками наголо, со свистом и криком, проскакали по Дамасово. Началась беспорядочная стрельба, белые — кто куда, шум, гам, пока все утихло, поняли, что это казаки из леса, которые не признавали ни белых, ни красных, они ходом шли через деревню за Аргунь в Китай.

Потом, когда поутихло, году в 1924-м, ловкие мужики стали поля пахать, скот разводить, у некоторых, у кого семьи были большие, хорошо работали, и хозяйство крепло. Но и власть потихоньку ездила, поглядывала и собирали недоимки с крестьян. А в 1927-1930-х годах тех, кто не хотел вступать в коммуны, которые позже стали колхозам, власть объявила кулаками. Тут начали комсомольцы работать: отбирать у крепких мужиков нажитое добро, а их самих с семьями стали увозить — кого в Иркутск, а кого в Красноярскую тайгу, кого на великие комсомольские стройки. Вот и в нашем Дамасово тоже очень много семей увезли. Остались те, кто были бедные, как мы, — вспоминал Фрол Михайлович. — Даже те, кто не хотел расставаться со своим добром, вступали в колхоз со всем со своим имуществом и скотом.

Раскулаченные и депортированные жители деревни Дамасово

В 1933 году, по спискам кулаков: Зырянов Руфан Никифорович 1880 г.р., его жена Наталья Ивановна 1879 г.р. и их дети Руфан Руфанович 1907 г.р., Николай Руфанович 1900 г.р., Алексей Руфанович и его жена Анфиса Степановна, сын Василий Алексеевич, внуки Анна Руфановна 1932 г.р., Николай Руфанович 1932 г.р.

В 1930 году: Нерадовский Иван Калинович, его жена Елизавета (Лисофета) Ивановна Зырянова 1903 г.р., дочь Нина Ивановна 1927 г.р., отец Калин Нерадовский с семьей, Нерадовский Дмитрий, Понамаревы Константин Егорович, Егор Михайлович, его сын, старик Понамарев Сергей Михайлович, Свешниковы.

Возможно, список неполный и неточный, могут быть ошибка в годах или именах. Надеюсь, что в будущем молодые уроженцы села уточнят в архивах список.

(продолжение следует)

Виктор Балдоржиев, Владимир Зырянов

Фото: 1950-е годы. Супруги Зверевы — Зиновий Алексеевич и Екатерина Васильевна, родители Героя Советского Союза Ивана Зиновьевича Зверева, уроженца Дамасово. Из архива Зырянова.