«Вечорка» № 4 (401): Бензиновый бойкот: cui prodest*

  • 30 янв. 2018 г.
«Вечорка» № 4 (401): Бензиновый бойкот: cui prodest*

Общественная акция «Забайкалье против золотого бензина» стартовала в соцсетях Забайкалья после новогодних праздников. Общий посыл мероприятия отторжения ни у кого не вызывает — вряд ли кто-нибудь, находясь в здравом уме, будет радоваться растущим ценам на ГСМ.

Однако при более детальном рассмотрении почина выясняется, что, кроме красивого лозунга, созидательного начала в нем почти нет. Не ясны ни смысл, ни формы проведения акции, а у ряда ее сторонников наблюдается дефицит элементарной логики при остром желании перевести борьбу с дорогим бензином в политическую, экстремистскую и даже криминальную плоскость. Мало того, есть основания полагать, что благообразная на первый взгляд общественная акция является не чем иным, как обычной торговой войной, когда одни участники рынка сводят счеты с другими руками откровенных проходимцев.

Квинтэссенция сути

Если совсем коротко, то суть акции довольно проста. Предполагается начать общественный бойкот определенных торговых сетей АЗС. Правда, в листовке с графиком мероприятия, которая сейчас активно гуляет по соцсетям и в виде наклеек уже появилась на некоторых машинах в Чите, значится всего три топливных трейдера. С 14 января по 1 марта предлагается бойкотировать заправки компании БРК, с марта по апрель — АЗС «Корс», игнорирование заправок «Роснефти» предлагается сделать бессрочным. Что делать с остальными 15 участниками топливного рынка Забайкалья («Нефтемаркет», «СибавиаТЭК», КМСЦ, «Эталон» и т.д.) — непонятно. Впрочем, к этому вопросу мы вернемся немного ниже.

Помимо бойкота названных заправок, в социальных сетях и мессенджерах акции уже звучат призывы выкладывать в сеть персональные данные водителей, которые заправляются на бойкотируемых АЗС (видимо, для травли и клеймения позором — авт.), перекрывать дороги и даже бить стекла тем, кто акцию не поддерживает.

Исполнитель

Официально считается, что организатора у акции «Забайкалье против золотого бензина» нет. Она позиционируется как народная. То есть подразумевается, что многострадальные автомобилисты Забайкалья самоорганизовались и сообща решили противостоять очередному повышению цен на топливо, которое вялотекуще идет с середины декабря. Но не стоит сразу делать скоропалительных выводов. Давайте более детально изучим группы акции в соцсетях и мессенджерах. Что мы видим? Оказывается, все они были созданы одним человеком. Это небезызвестный горе-общественник Станислав Захаров.

Тот самый, который несколько лет назад появился из ниоткуда, словно черт из табакерки, на волне оголтелых уличных протестов. Г-ну Захарову явно пофиг, с кем и против чего ему бороться. Например, минувшим летом на выборах главы одного из забайкальских районов он лег под кандидата-ндиноросса. Что ж, гешефты не пахнут. Лет 80 назад такого упоротого революционера быстренько окрестили бы отъявленным троцкистом с вытекающими из этого неприятными последствиями.

Тема бензина в России давно является серьезным раздражителем. Сделать на ней политические баллы, примерив на себя мантию защитника всего общества, при достаточном красноречии можно довольно быстро.

Косвенным, хотя нет, довольно прямым доказательством того, что никакой самоорганизации водителей не было, а акцию «Забайкалье против золотого бензина» пропихнул в массы именно Захаров, может служить появление незадолго до старта мероприятия на читинском сайте «Комментатор» статьи «В Забайкалье начинается восстание водителей». Эпатажный ресурс, специализирующийся на расследовании злодеяний НЛО и барабашек, который, собственно говоря, и представляет вышеназванный г-н Захаров, в красках рассказал об акции, когда ее еще в помине не существовало.

Если копнуть глубже, то можно выяснить, что статья о бунте водителей написана на основе некоего пространного текста о механизмах бойкота АЗС якобы из-за высоких цен на топливо. Он гуляет по социальным сетям и автофорумам примерно с 2013 года и в действительности является не чем иным, как алгоритмом для ведения торговой войны на топливном рынке. В различных регионах России с его помощью одни нефтетрейдеры уже сводили счеты с другими. Все просто и гениально — создаешь общественный протест и направляешь его на заправки конкурента, объявив, что у того высокие и антинародные цены.

Заказчик

Кому выгодно проведение такой якобы очень народной акции? Ответ, как мы полагаем, очевиден. Дело в том, что за скобками анонсированного бойкота почему-то осталась компания «Нефтемаркет». Между тем у нее: а) самая большая сеть заправок в регионе; б) самые высокие цены на топливо. Казалось бы, именно главный игрок топливного рынка региона должен быть в прицеле общественного негодования. Ссылки на то, что на «Нефтемаркете» никто почти не заправляется, не работают — машин на его АЗС всегда в избытке.

Также обратите внимание, что народ настраивают именно против основных соперников «Нефтемаркета» — БРК, «Корса» и «Роснефти», цены в которых не самые большие в регионе.

На этом фоне версия о том, что «Нефтемаркет» руками отъявленного троцкиста и предполагаемого борца за права всяких меньшинств (об этом подробнее в следующих номерах — ред.) г-на Захарова просто сводит счеты со своими конкурентами, нам не кажется такой уж неправдоподобной. Особенно если учесть, что данный персонаж уже как минимум один раз доказал, что деньги не пахнут, профессионально улегшись под одну явно прозападную экологическую организацию с невнятными, но явно неблагообразными целями.

Получается, что забайкальский протест — это не про защиту интересов общества, а тупо ради денег? Увы, но очень похоже на то. И «Забайкалье против золотого бензина» — акция с позитивным посылом, но очень коммерческим душком — это, как нам кажется, очень наглядно показывает.

Карп ВЛАСОВ, фото Яндекс

* Cui prodest (лат.) — кому выгодно.

Опубликовано в «Вечорке» № 4 (401) от 24 января 2018 года.