Скриншот списаний с карты жительницы Могочи.
В редакцию «Вечорки» 28 мая обратилась жительница Могочи Аля, которая пожаловалась на то, что компания по прокату самокатов Whoosh списала с ее карты 2,5 тысячи рублей. Компания эта в Чите не представлена, а похожий случай со списыванием средств произошел в апреле в Челябинске.
«Вечорка» разбиралась в ситуации.
Могоча
— Я по сайтам не лажу, коды и номера карт нигде у меня не запрашивали, а тут начались списания. Обратилась в банк по телефону, они заблокировали карту. Затем я нашла этот сайт, они напрокат самокаты сдают где-то, попросила деньги обратно, но они меня заблокировали. Банк помочь ничем не может, и объяснить, как так получилось тоже, говорят: обращайтесь в полицию, — рассказала Аля.
Девушка отметила, что Whoosh списала 2500 рублей за 3 раза меньше чем за минуту.
— Хорошо, что идет ремонт, и крупные деньги держу наличными. Я успела только заблокировать карту и то после блокировки приходили смс об отказе покупок, — рассказала она.
Аля добавила, что работает простым кондитером в школе.
— Каждый день с 6 утра до вечера на ногах за 19 тысяч в месяц, а они с нами так поступают.
Челябинский след
29 апреля этого года наши коллеги из челябинского издания 74.ру разбирались в похожей ситуации — с ее карты списали 4 тысячи, все по той же схеме.
По данным журналистов, однотипные платежи производились через приложение аренды самокатов Whoosh, которое, по словам челябинки, даже не было установлено на ее телефоне.
— Мы проснулись с детьми около восьми утра. А в 6 утра, оказывается, мы на самокатах катались — у меня по 500 рублей несколько раз подряд списывали, — рассказала 74.RU Анастасия. — Все средства были выдерганы [с карты]. Несколько раз сервис проверял, есть ли у меня деньги на карте: списывали и возвращали по рублю. Много шло списаний до тех пор, пока все деньги не закончились и не пошли отказы [в совершении] операций. Я целый день разбиралась и с банком, и с этим сервисом каршеринга самокатов. Даже пришлось установить приложение Whoosh, чтобы как-то связаться с их поддержкой. Мне говорили, что специалисты работают и разберутся в ситуации. Сказали, что моя карта была привязана к сервису через платежную систему, хотя я никогда им не пользовалась.
Далее ситуация развивалась так — в поддержке сервиса проката ответили, что вернуть деньги не могут, и отправили девушку в полицию и в свой банк.
— В банке мне сообщили, что, по их данным, я сама ввела данные своей карты [в сервисе] и они не имеют права отменить операцию. Единственное, что предложили сделать, — это заблокировать карту. Естественно, карту заблокировали и отправили на перевыпуск. В проверке по факту незаконных списаний с моей карты в банке мне отказали.
Комментарий представителей сервиса, источник: 74.ру
«Мы попытались разобраться, как у челябинки без ее ведома могли списать деньги за прокат самокатов. Оказалось, что при привязывании банковской карты в приложении для аренды не требуется дополнительное подтверждение с помощью кода, который владельцу счета высылают по СМС.
— При привязывании карты вводится код CVC, и если у карты есть разрешения на такие операции, то они проводятся, — уточнила 74.RU представитель сервиса Whoosh Юлия Камойлик. — Очень много сервисов пользуются такой оплатой, когда вводится номер карты, имя держателя, дата и CVC-код. В данном случае держателю карты необходимо обратиться в банк с сообщением о незаконных списаниях. У банка есть процедура проверки операций и возможность работы с персональными данными. Они могут сделать запрос нашей платежной системе и проверить данные о платеже. Вместе с банком мы разбираемся в каждой ситуации и, в случае выявления мошеннических действий, рассматриваем вопрос о возврате средств пострадавшему. Также после обращения в банк пострадавший может обратиться в полицию. По запросу правоохранительных органов мы можем передать данные аккаунтов и треки поездок для установления личности злоумышленников, — добавила представитель сервиса аренды самокатов.
Возврат средств может затянуться до окончания проверки банка или разбирательства правоохранительных органов. Сервис Whoosh после обращения 74.RU помог оказавшейся в затруднительной ситуации Анастасии оперативнее вернуть на счет списанные деньги».
Юридическая сторона
Юрист, член Адвокатской палаты Челябинской области Наталья Басок в комментарии изданию отметила, что в таких случаях претензии должны предъявляться банку.
— Женщина должна обратиться в отделение и написать претензию или заявление, в котором изложить возникшую проблему. Как правило, на практике дело заканчивается тем, что банк списанные средства возмещает и в порядке регресса, соответственно, взыскивает их уже с нарушителя, то есть разбирается самостоятельно. Если же банк этих обязательств не выполняет перед своим клиентом, то по закону «О защите прав потребителей» подается иск в суд, где уже непосредственно с банка клиентом взыскиваются эти средства. Потому что в этом случае нарушается закон «О защите прав потребителей», то есть банк не выполняет условия договоренности о том, что клиент должен быть защищен. […] Бывают такие случаи, что человек и так не сообщает эти данные [данные банковских карт] кому-либо, а с его карты все-таки происходят непонятные транзакции. Здесь все претензии нужно предъявлять в первую очередь в банк, и, как правило, на практике их действительно удовлетворяют, — заключила Наталья Басок.