Ментовские войны: Продам права. Быстро. Надежно. Недорого.

Ментовские войны: Продам права. Быстро. Надежно. Недорого.

На фото: Сергей Уханов. Не золотой унитаз, конечно, но тоже не хило. Фото из архива "Вечорки"

После того как на федеральном уровне отметились ставропольские сотрудники ГАИ, задержанные за тотальную систему получения взяток, мы просто не можем пройти мимо темы окологаишной коррупции. Кубанские стражи дорожного порядка буквально купались в деньгах, а их начальник даже выстроил дом с золотым унитазом, который еще долго будет символом неудержимого мздоимства.

А что забайкальские гаишники? Сразу оговоримся, что обсуждать поборы рядовых инспекторов, стоящих на дорогах, мы сегодня не будем. Давайте поговорим о более серьезных вещах и напомним, какой след оставили в криминальной истории Забайкалья экс-начальник УГИБДД полковник Сергей Уханов и его подчиненный из МРЭО Владимир Лобода.

 

Замкнуть все потоки на себя

В ноябре 2010 года на должность начальника УМВД по Забайкальскому краю был назначен выходец из Кемеровской области генерал-майор Юрий Ларионов. Сменив популярного в ментовской среде генерала Обухова, который заложил фундамент под грядущую декриминализацию региона, он единственный из всех пришлых правоохранителей притащил с собой в Читу целую команду земляков. За Обуховым, Деевым, Щегловым и Еговцевым (сейчас) в Забайкалье приезжали единичные сотрудники. Ларионов же привез настоящий десант. Кемеровчане вольготно заняли руководящие должности чуть ли не во всех структурных подразделениях УМВД.

Одним из знаковых представителей прибывшей команды стал полковник Сергей Уханов. Бывший подчиненный Ларионова прибыл в Читу в конце октября 2011 года с должности начальника Кузбасского линейного управления МВД РФ по Сибирскому федеральному округу. У нас он сразу же занял козырную должность начальника краевого УГИБДД, с которой Ларионов отодвинул Эдуарда Белобрового, в то время руководившего управлением, правда, в статусе исполняющего обязанности.

То, что Уханов изначально был заточен в первую очередь не на карьеру, а на зарабатывание денег, красноречиво покажут последующие события. В должности он просидит чуть больше 10 месяцев. В сентябре 2012 года будет задержан по подозрению в получении множественных взяток от автомобилистов Читы и Забайкалья. Рассказывают, что это произошло за считанные дни до того, как он должен был перевестись на аналогичную должность в Кемеровскую область, правоохранительные органы которой к тому моменту уже возглавлял генерал Ларионов. Якобы личное дело Уханова уже было в Кузбассе, а тогдашний глава Кемеровской области Аман Тулеев ждал приезда из Читы нового главного гаишника.

Как потом установит следствие, с января по июль 2012 года Уханов получал взятки не только деньгами, но и дорогими подарками за «красивые» номера на авто, ускорение процедуры оформления документов для переоборудования транспортных средств и получение водительского удостоверения без сдачи экзаменов. В общей сложности при его покровительстве было получено 25 номеров.

В 2015 году его вполне предсказуемо осудили на 10 лет лишения свободы и к штрафу в 10 миллионов рублей. Эта история имела довольно серьезный общественный резонанс, итогом чего впоследствии стал пересмотр громкого уголовного дела. Уханов вышел на свободу по фактически отбытому сроку и отчалил на свою историческую родину, где сейчас и проживает.

Впервые приехав в Читу, Уханов, как дружно говорят бывшие и действующие сотрудники регионального УГИБДД, первым делом осмотрел свои новые владения. Он быстро смекнул, что в умелых руках выдача т.н. «красивых» автономеров может стать золотой жилой. Потенциальные денежные потоки полковник-варяг быстро замкнул на себя, позволив выдавать такие номера только со своего личного разрешения.

Этим решением Уханов изрядно сократил кормовую базу многоопытного Владимира Лободы, который на тот момент возглавлял Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел (МРЭО) УГИБДД Забайкальского края и тоже весьма виртуозно умел монетизировать свое служебное положение.

 

Сотни взяткодателей

После этого бизнес-усилия начальника МРЭО и его сотрудников почти целиком были сосредоточены на выдаче за деньги водительских удостоверений. Схема была простой. В одной из автошкол Читы, деятельность которой, кстати, контролировали бывшие сотрудники полиции, курсантам в лоб выдавали деловое предложение: «Если водить умеешь, можно стопроцентно получить водительское удостоверение». Решение всех спорных вопросов по линии УГИБДД гарантировалось.

Твердой таксы на такую услугу не существовало. Рассказывают, что без сдачи чистые права, легально проходящие по всем полицейским базам, можно было купить ориентировочно за 50 тысяч рублей. В зависимости от платежеспособности потенциального клиента эта сумма могла как вырасти, так и уменьшиться. Отдельный прайс-лист существовал для тех, кто обучение и экзамены в автошколе проходил, но просто хотел гарантированно сдать итоговый экзамен в УГИБДД.

Схема работала безотказно. Гражданские посредники завлекали людей, готовых за деньги и без проблем получить водительские права. Инспекторы МРЭО по распоряжению Лободы обеспечивали сдачу. Деньги делились по справедливости. Постепенно механизм получения прибыли усложнялся. Когда в Чите обеспечивать гарантированную сдачу на права стало палевом, потенциальную клиентуру стали возить в районы края. Этим занимались действующие сотрудники полиции. В частности, когда в 2013 году дело Лободы и МРЭО перешло в стадию следствия, вполне обоснованные вопросы появились к тогдашнему начальнику уголовного розыска Черновского отдела полиции Антону Маркову (приговорен к условному сроку лишения свободы и штрафу в 600 тысяч рублей) и к ряду сотрудников отдела ГИБДД по ЗАТО Горный, выдававшим права за деньги.

В рядах доблестного МРЭО в схему с правами были вовлечены вообще все сотрудники. Правда, потом, в ходе следствия, большая часть из них попытается технично сложить с себя вину и дать показания, что они лишь выполняли распоряжения своего шефа.

Всего в ходе расследования уголовного дела было выявлено 183 преступления — получения взяток и злоупотребления служебным положением. Все они были совершены в период с 2010 по 2013 годы. Следствие сначала попыталось копнуть глубже в историю. Однако столкнулось просто с гигантским объемом информации. Счет выявленных взяток за получение водительских прав реально пошел на сотни. Чтобы не утопить уголовное дело в океане новой фактуры, было принято решение ограничить срок расследования лишь тремя годами. Для предъявления обвинения этого хватило с лихвой.

 

Чем все закончилось?

Помимо уголовного дела по коррупции в МРЭО УГИБДД, в рамках которого в конце августа 2013 года Владимир Лобода сначала был задержан, а потом арестован и уволен из органов, были еще расследования по этой теме. Всего за участие в схеме по незаконной выдаче водительских удостоверений было возбуждено 22 уголовных дела. По ним было привлечено к ответственности около 200 человек, в числе которых сотрудники УМВД по краю, индивидуальные предприниматели, сотрудники автошкол и медицинские работники.

Владимир Лобода был приговорен Ингодинским районным судом к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в размере 3 млн рублей. Летом 2018 года приговор ему слегка подкорректировали — убрали один преступный эпизод и сократили срок наказания на 1 месяц. Сегодня он уже на свободе.

Почти всех его сотрудников из органов постепенно убрали. Кого-то по уголовному делу, кого-то и без него. Подразделение под названием МРЭО в составе забайкальской полиции больше не существует. Все, что касается выдачи, замены или возврата водительских удостоверений, сейчас подчиненно строго только закону. «Вечорка» это знает не понаслышке.

Аслан ПЛИЕВ