Ментовские войны: Оборотень или герой?

Ментовские войны: Оборотень или герой?

На фото: Игорь Сапожников. Фото из архива "Вечорки"

Резонансное дело бывшего полковника полиции и начальника ОРЧ обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Игоря Сапожникова, осужденного за организацию незаконной прослушки телефонов и передачу данных третьим лицам, никак не назовешь гласным и открытым.

Официальной информации по нему немного. Следственный комитет, чьи сотрудники расследовали дело, возбужденное по редкой для Забайкалья 138-й статье УК РФ (Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений), и вовсе отказался от комментариев.

«Вечорка» по крупицам собрала воедино все скупые факты по делу полковника. И вот какая картина у нас получилась.

 

Мы вас слушаем

Официальную фабулу дела легко и емко передает пресс-релиз управления ФСБ России по Забайкальскому краю.

«Сапожников И.А. на основании сфальсифицированных материалов оперативно-розыскной деятельности, послуживших поводом для выдачи судом санкций на прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, организовал незаконное проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий в отношении жителей Забайкальского края, нарушив тем самым их конституционные права. Полученные данные о гражданах, их связях и местоположении телефонов бывший полицейский передавал третьим лицам в личных интересах», — говорится в распространенном сообщении.

13 июля Забайкальский краевой суд вынес Сапожникову приговор — 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года, а также лишение права занимать должности на государственной службе сроком на 3 года. Приговор вступил в законную силу.

Дело тянулось больше года. Впервые начальника оперативно-розыскной части обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, ранее работавшего заместителем начальника Межрайонного отдела по борьбе с организованной преступностью, задержали в марте 2020 года. Полковник Сапожников во всем признался и был помещен под домашний арест. Вскоре его арестуют по-настоящему.

По материалам УФСБ по Забайкальскому краю будет возбуждено уголовное дело по двух статьям Уголовного кодекса — части 1 ст. 286 (Превышение должностных полномочий) и вышеупомянутой 138-й.

Чьи телефоны прослушивал Сапожников и кому передавалась полученная информация, официально, понятное дело, не разглашается и вряд ли когда будет разглашено. Однако люди, знакомые с фабулой дела, робко и обтекаемо намекают, что в этой истории каким-то образом завязаны один из крупных предпринимателей Забайкалья и некий бывший чиновник.

Кое-какую завесу тайны приоткрывает сайт Забайкальского краевого суда. Там, например, сообщается, что эпизодов с прослушкой в деле полковника Сапожникова было три. Судебное разбирательство шло с февраля 2021 года, всего состоялось шесть заседаний. Защищала Игоря Сапожникова молодой адвокат Марина Шейкина. Она известна тем, что смогла добиться оправдания читинского видеоблогера Алексея Закружного (Леха Кочегар), осужденного за действия экстремистского характера.

 

Как это работало?

Мы не станем детально приводить всю схему по организации незаконной прослушки мобильных телефонов, которую успешно реализовал начальник ОРЧ. В этой сфере очень многое регламентируется секретными ведомственными приказами силовых структур, содержание которых никогда не будет находиться в открытом доступе. Если говорить сильно упрощенно и очень схематично, то работает это следующим образом.

Сначала опер, занимающийся расследованием конкретного преступления, в письменной форме сообщает руководителю подразделения о необходимости прослушивания телефона того или иного человека, обоснованно подозреваемого в противоправной деятельности. Глава подразделения согласует вопрос со своим начальством. Далее бумаги направляются в суд, на основании санкции которого и принимается решение о прослушке.

Можно предположить, что в спайке с Сапожниковым должны были действовать и его подчиненные, которые могли вписывать в дела фамилии нужных людей, к чьим телефонным переговорам был интерес. Ведь руководители подразделений, как правило, лично оперативной работой не занимаются. Однако по делу Сапожников проходил один. Если у следствия и были вопросы к его подчиненным оперативникам, то обвинение в итоге никому из них предъявлено не было.

 

А кто он вообще такой?

А теперь давайте посмотрим на другую сторону медали. Бывшие и действующие коллеги отзываются о Сапожникове как о грамотном и очень сильном опере. Выходец из Краснокаменского района, он некоторое время работал в транспортной полиции. Потом перешел в межрайонный отдел по борьбе с организованной преступностью (бывший 6-й отдел, УБОП и ОРЧ № 3). Дослужился до его замначальника. При его непосредственном участии, в частности, в 2015 году была проведена декриминализация поселка Могзон. Тогда правоохранители при силовой поддержке бойцов ОМОН и СОБР обезвредили преступную группу некоего Пели.

Бандиты больше года держали в страхе местных жителей. Жестоко избивая или угрожая расправой, злоумышленники требовали у сельчан деньги и ценные вещи. В одном из криминальных эпизодов подельники вывезли на автомобиле мужчину в район кладбища, где буквально выбили из него номер пин-кода банковской карты, а после сняли со счета все имевшиеся денежные средства. Зачастую, опасаясь за себя и близких, потерпевшие в местное отделение полиции не обращались. Охота за вымогателями началась после поступления информации в региональный МОБОП.

Занимался Сапожников раскрытием и дела нациста-убийцы Евгения Красноярова, более известного как «Потрошитель таджиков». На его счету было восемь убийств и семь покушений на убийство, не считая других нарушений УК. Преступления совершались с 2006 года. В частности, в 2012 году он забросал «коктейлями Молотова» дом с цыганской семьей, ранив затем из пистолета хозяина и двух его детей. В 2013 и 2014 годах расстреливал продавцов в овощных киосках. Задержали «Потрошителя таджиков» в 2016 году после того, как он по ошибке застрелил в Сосновом бору байкера Романа Чипизубова, спутав того с его отчимом-азербайджанцем, с которым у него был дорожный конфликт. В ходе расследования преступления сыщики отрабатывали владельцев машин, попавших на камеры уличного наблюдения в районе совершения убийства. Преступление было совершено ночью, транспортный поток был небольшой. Пришли и к Красноярову, чья машина попала на камеры. Он сходу пошел в глухой отказ и заявил о фальсификации. Поскольку сыщикам он был знаком уже достаточно давно как активный участник нескольких преступных группировок, фанат оружия и адепт националистических идей, то за ним решили посмотреть. Дальнейшее было делом техники и оперского мастерства. Итог — Краснояров осужден на пожизненное лишение свободы.

Вот такая у нас получилась картина. Пока она не закончена. Как сообщается, в отношении Игоря Сапожникова продолжается расследование уголовных дел по иным составам преступлений. «Вечорка» будет следить за развитием событий.

Аслан ПЛИЕВ