Как «Осиновские» власть брали. Подлинная история самой серьезной банды Забайкалья

  • 23 мар. 2022 г.
Как «Осиновские» власть брали. Подлинная история самой серьезной банды Забайкалья

Реанимировать проект «Банды Забайкалья» мы изначально не собирались, поскольку считаем, что на текущий момент организованная преступность региона — эта закрытая книга, ничего нового в которой уже не прочитать. Однако, надвигающаяся юбилейная дата заставила нас вновь погрузиться в историю Забайкалья криминального.

Совсем скоро будет десять лет, как в Москве был задержан один из столпов ОПС «Осиновские» Игорь Мельничук, более известный по прозвищу Красный. Он бегал от правосудия около пяти лет и был задержан в Первопрестольной в апреле 2012 года. После этого «осиновских» бандитов будут задерживать еще несколько лет, а судить и того больше. Однако началом конца стало именно задержание Красного — человека, который стоял у истоков группировки и который сумел избежать первого удара силовиков по банде в 2007 году.

По этой причине «Вечорка» решила вспомнить, с чего начиналась история ОПС «Осиновские», чем она закончилась и почему бандитам не могли дать укорот долгие годы. В качестве лирического отступления мы будем использовать цитаты из книг «Зеркало» и «Большая медведица» авторства криминальных авторитетов Дмитрия Ведерникова и Олега Иконникова.

С чего начинается наклонная дорожка

Корни организованной преступности 1990-2000-х годов надо искать в бытовом криминале времен позднего Брежнева. В этом утверждении практически нет исключений. Будущий Осина, а тогда обычный подросток Игорь Осинцев, проживавший в поселке КСК, первый раз угодил за решетку в 1980 году. Было ему 15 лет. Осудили за кражу мопеда. Наказание отбывал в детской колонии где-то в европейской части СССР.

Вышел в 1982 году, честно попытался встроиться в социалистическое общество и стать законопослушным гражданином. Какое-то время трудился водителем самосвала, потом женился. Родился сын. Чтобы семья не бедствовала, по вечерам ездил таксовать на стареньком «Жигуленке». Вечерами ходил тренироваться в полуподвальную «качалку» на улице Калинина (сегодня Амурская). Именно в ней в далеком 1989 году познакомились несколько молодых людей, которые в будущем составят основу преступного сообщества «Осиновские». Большей части из них сегодня уже нет в живых. Домушник Андрей Бондаренко по кличке Бай будет убит в ходе криминальной разборки в 1993 году. Андрей Дутов (Дутик), окончивший в 80-е годы СПТУ-7 на КСК по специальности «крановщик», пропал без вести на Украине в середине 90-х, где скрывался после совершения заказного убийства читинского криминального авторитета Боцмана (Сергей Селиверстов). Говорят, что прямых доказательств его смерти до сих пор нет, но и вероятность того, что он жив, тоже крайне мала. Самый старший участник банды Павел Зимин (Зима) умрет в 2000-е годы от передозировки наркотиков. Бывший боец спецназа ГРУ Игорь Мельничук (Красный), которого в 2012 году под телекамеры возьмут в московском ресторане, через два года вздернется в душевой читинского СИЗО. Его армейский сослуживец Евгений Гуляев (Гуляха) на данный момент продолжает отбывать 13-летний срок за соучастие в убийстве. Сидит в читинской ИК-5.

Но все это будет потом. Пока же на дворе было горбачевское начало 90-х. В воздухе был растворен запах перемен и… легких денег, которые молодые бандиты вожделели просто нереально.

«… А ныне рэкетмены»

Согласно официальным материалам суда и следствия, преступная группировка Игоря Осинцева образовалась осенью 1991 года. Однако его имя криминальная структура получит не сразу, сначала бандитов называли «драконовскими» — по имени мотеля «Красный дракон», который тогда существовал на улице Магистральная и где очень любили собираться бандиты.

Влияние группировки росло не по дням, а по часам. Сначала будущие «осиновские» устроили крупную драку с представителями азербайджанской диаспоры на конечной остановке в Сосновом Бору. Потом будет кровавая разборка с вышибалой ресторана «Садко» на КСК с поэтическим погонялом Витас, грабежи и крышевания коммерческих киосков, криминальное покровительство первым маршрутным такси Читы и т.д. К моменту развала СССР под началом Осинцева и Мельничука было около 50 человек криминальной пехоты, в основном мелких, но очень амбициозных уголовников и бывших сослуживцев Красного по 24-й отдельной бригаде специального назначения ГРУ ГШ СССР. Ключевой особенностью «Осиновских» в начале 90-х было то, что они стали первой преступной группировкой Забайкалья, которая не стеснялась заниматься легальным бизнесом. Осина, Красный и Зима официально числились экспедиторами в некоем ИЧП «Партнер» и вполне законопослушно занимались автомобильным бизнесом. Первые иномарки в Читинской области 30 лет назад — это их заслуга.

Крутое пике

Рубежной точкой в криминальной истории «Осиновских» стал 1992 год, когда Осинцев и Зимин вполне официально приобрели на Дальнем Востоке для дальнейшей перепродажи в Чите крупную партию подержанных иномарок. Двадцать машин, выпущенных в начале 80-х годов, привезли в Забайкалье на военно-транспортном самолете. На продажу их выставили на Старом рынке по улице Богомягкова Это стало первопричиной конфликта с группировкой влиятельного в то время Сергея Селиверстова по кличке Боцман.

Он нагло заявился на стоянку и потребовал отдать в «общак» две машины. В противном случае бандиты обещали сжечь весь транспорт сразу, а заодно расправиться и с его владельцами. Старших товарищей Осинцев решил не провоцировать. Машины отдали, но погасить конфликт полностью не удалось. Довольно скоро где-то в районе Диспетчерской произошла дорожная ссора между Селиверстовым, его правой рукой Парыгиным (Парыга) и «осиновским» боевиком Дутиком. Тот, к своему несчастью, не зная, что машины уже отданы в криминальный «общак», и, увидев за рулем одной из них чужаков, сказал им что-то обидно-матерное. В ответ его сильно и очень профессионально избили.

Мордобой по отношению к другу детства Осинцев не простил. Ответка ждать себя долго не заставила. В один из промозглых осенних вечеров 1992 года перед кафе «Одесса» по улице Ленина, 120 (ныне гостиница «Аркадия»), служившим штаб-квартирой для Боцмана, прогремел взрыв. Под одну из машин катнули гранату. Повреждений, как ни странно, не было. Селиверстов особой тревоги потом не поднимал, считая, что это хулиганы кинули петарду или взрывпакет.

Отойдя от избиения, Дутов в частном порядке решает убить Боцмана. Возле того же кафе «Одесса» со стороны улицы Ленина он несколько раз стреляет в обидчика из пистолета и сбегает. Селиверстов был серьезно ранен в шею, но, спасибо медикам, выжил и вскоре вернулся в бандитский строй.

Затравка

Имиджевый конфликт, после которого преступный мир Читы окончательно раскололся на старых и новых бандитов, случится в 1992 году в кафе «Космос» на улице Богомягкова, 24 (сегодня здесь ТЦ «Маркет»). В тогдашней штаб-квартире читинской оргпреступности произойдет ссора между Осиной и Боцманом. Последний, считая себя адептом классических криминальных ценностей, прилюдно отчитал Осинцев и Зимина за то, что те, вместо того чтобы воровать и рисковать, погрязли в красивой жизни и являются, по сути своей, коммерсантами, не имея никакого права называться бандитами. После этого Осинцев затаит на него серьезную обиду. Она, в свою очередь и в конечном итоге, приведет к убийству Боцмана. Выстрелы, прозвучавшие майским утром 1993 года на улице Полины Осипенко, станут не только началом конца организованной преступности Читы 80-х, но и началом восхождения «осиновских» бандитов к вершинам криминального Олимпа. О том, как случилась эта криминальная коллизия и к чему она в итоге привела, мы расскажем в последующих выпусках проекта «Банды Забайкалья».

 

Аслан ПЛИЕВ

Фото из архива «Вечорки»