Фотография Ольги Паздниковой на принадлежавшей ей машине
В «Вечорке», номера 49 и 50, мы начали рассказывать историю нападения на преступного авторитета Ивана Клявина, которая спустя 14 лет оставляет много вопросов. Сегодня мы вспоминаем вторую часть преступления — разбойный налет на дом, где Клява жил и погиб со своей молодой супругой.
Судя по показаниям фигурантов уголовного дела, никто не собирался убивать Кляву ради сейфа, украденного у фермера Александра Русинова. Предположительно, участники разбоя думали найти похищенное имущество на фазенде в селе Холуй-База (о нападении на нее мы писали в прошлом номере). После этого было бы возможно указать авторитету на неподобающий поступок и каким-то образом урегулировать дело — вариантов тут множество. Однако неудача, постигшая членов ОПГ и фермера в селе, ставила их в неудобное положение.
Птичка пропала
Во-первых, по кодексу преступного мира, обвинение в такой краже — это серьезный удар по чести и самолюбию. Для него должны быть веские основания, а не просто домыслы. И решаться подобный вопрос должен не налетом в стиле батьки Махно, а в ходе цивилизованного разговора с привлечением других авторитетных людей.
Во-вторых, положение Клявина в криминальном мире не позволило бы оставить без ответа ни обвинения, ни налет на фазенду. Последствия этих действий были бы чреваты проблемами для всех участников разбоя. Источники «Вечорки» расходятся в оценках. С одной точки зрения, больше всех пострадал бы фермер как владелец сейфа — бандиты сделали бы его крайним и объявили инициатором. В итоге, как считает один из собеседников газеты, его бы оставили без бизнеса, а возможно, и без жизни. Другой источник предполагает, что Русинов отделался бы небольшими финансовыми санкциями — Клявин заставил бы его поделиться нажитым. С членов ОПГ был бы «спрос как с понимающих» — в уголовном лексиконе это значит, что знающие о всех тонкостях криминальных понятий должны отвечать за свои поступки по всей строгости. В конце концов все они отбывали срока и покусились на имущество, а главное — на доброе имя своего авторитетного собрата по арестантскому миру.
Подытоживая этот анализ, можно сказать, что безуспешный визит в Холуй-Базу поставил всех в весьма неловкое положение. Такие ситуации в жизни людей, преступивших закон, случаются довольно часто — одна нечестная комбинация требует создания второй, затем третьей и так далее. Пока вся эта конструкция не рухнет, погребая под собой комбинатора. В народе это нашло отражение в поговорке «коготок увяз — всей птичке пропасть». В первой части цикла мы не зря приводили краткие биографии членов ОПГ, чтобы показать, как легко они избавлялись от подельников и соратников, чтобы спасти свои кошельки и шкуры.
Суки…
Развязка этой непростой ситуации должна была случиться уже завтра — 17 апреля. В день налета на фазенду Клявин и Паздникова (его супруга — авт.) отсутствовали там, так как уехали в Борзю на Родительский день. После посещения кладбища они собирались ехать обратно в сопровождении двух работников на грузовике с лесом. Однако их планы были нарушены сломавшейся машиной — в районе чиндантского моста микрогрузовик заглох, и Клявин попросил у Русинова отправить к нему КамАЗ. Тягач в итоге приехал от другого человека, но фермер уже знал о планах Клявина. Нужно было принимать какое-то решение.
Вечером из-за сорвавшейся поездки Клявин пригласил к себе Русинова с бутылкой водки. По другой версии, фермер сам напросился к авторитету на застолье, чтобы воплотить в жизнь вторую часть плана.
Обратимся к показаниям фигурантов уголовного дела. И бандиты, и братья Русиновы отрицают, что убийство было запланировано заранее. Договаривались якобы о том, что Русинов незаметно подаст сигнал, бандиты в масках ворвутся в дом, напугают Клявина и Паздникову, обыщут небогатое жилье, найдут сейф и… Что произошло бы дальше, никто не говорит. Со слов источника, вопрос об убийстве поднимал лишь Виктор Ушаков, заявивший, что если кого-то из нападавших узнают, то оставлять таких опасных свидетелей будет нельзя.
Теперь давайте следовать хронологии. Вечером братья Русиновы приехали на улицу Шамсутдинова домой к Клявину. Виктор был за рулем микрогрузовика, поэтому алкоголь не употреблял. Александр выпивал с Клявиным и в какой-то момент позвонил на телефон Торгубаева, чтобы бандиты слышали весь застольный разговор. Находились они в это время уже под окном. Русинов вывел разговор на обсуждение ОПГ, и Клявин высказался нелицеприятно в адрес бандитов.
По воспоминаниям Павла Клименко, авторитет назвал членов группировки «суками» и заявил, что кража сейфа — это их рук дело, подписав себе смертный приговор. После этого налетчики ворвались в маленькую кухню, Ушаков и Клименко блокировали Клявина, так как знали, что у него в доме есть оружие, а Торгубаев пытался повалить на землю Паздникову.
Клявин сопротивлялся, поэтому Клименко ударил его по голове своим «Макаровым», от чего пистолет самопроизвольно выстрелил в пол. Торгубаеву, по показаниям лидера банды, помог Русинов, ударивший Паздникову кочергой по голове. После таких решительных действий пара перестала сопротивляться, и их выволокли в гараж, пристроенный к дому.
Лежали они рядом — Клявин был завернут в палас с кухни, Паздникова укрыта какой-то тряпкой. Погибли супруги почти одновременно — Ушаков выстрелил в область головы авторитета, затем в его спутницу и передал пистолет Русинову, тот тоже сделал два выстрела, и еще две пули жертвам добавил сам Клименко. Торгубаев в это время обыскивал дом и сейфа там не нашел.
Отступим от хронологии, чтобы дать слово Александру Русинову. По его показаниям, после того как бандиты ворвались в жилье, Торгубаев битой размозжил голову Паздниковой. Клименко стрельнул в ногу Клявину, порывавшемуся защищать свою женщину, а потом — в нее. По мнению предпринимателя, Ольга в тот момент уже погибла от травмы головы. Затем еще один бандитский выстрел лишил жизни Клявина. После этого супругов выволокли в гараж, где, как утверждает Русинов, Клименко вложил в его руку пистолет и помог нажать спусковой крючок. Таким образом в телах оказалось еще по пуле. Затем экзекуцию повторил Торгубаев.
Зачистка следов после преступления была минимальной — убийцы только собрали гильзы, да вытерли кое-где отпечатки. Повторный обыск дома показал, что сейфа там нет, автомат АК-47, который был одной из целей разбоя, — просто пугач, охолощенная модель.
Снова вернемся к хронологии и уже обратимся к обвинительному заключению, а не к показаниям фигурантов. Тела погибших завернули в ковер и уложили в кузов грузовика, на котором в гараж въехал Виктор Русинов. Он во время разбоя был на улице или в машине и несколько раз менял показания. Братья уехали решать вопрос с трупами, а бандиты, забрав машину «Тойота-Королла», на которой ездила Паздникова, двинули в Читу. Стоимость автомобиля на тот момент оценивалась в 350 тысяч рублей, но продали ее значительно дешевле — иномарку разобрали на запчасти в полулегальном СТО в Песчанке. В бардачке находилось еще 150 тысяч, о судьбе которых достоверно не известно, вероятно, они достались Ушакову, который управлял украденной машиной и договаривался о ее продаже.
Огненное погребение
Тела Клявина и Паздниковой из Борзи вывозил один Виктор, который в этот момент почему-то остался без поддержки брата. Вообще в этой истории Виктора Русинова в определенной степени становится жаль — помимо того, что он стал свидетелем убийства, так ему же досталась активная роль в сокрытии трупов. Ночью, на грузовике, с двумя покойниками за спиной он поехал на ферму Александра в окрестности Олдонды, по пути встретил двух работяг, которые шли туда же, подвез их, опасаясь лишних вопросов. Добавьте к тому муки совести — донести на брата или быть подельником, а также страх — вдруг бандиты захотят кардинально замести следы, ведь не абы кого убили, а уважаемого человека. Можно только посочувствовать мужику, который испытал все это.
На ферме, не привлекая лишнего внимания, Виктор разбудил еще одного брата, Ивана, и попросил помочь в грязном деле. Они вместе прихватили солярки и старых покрышек, отправились к месту рубок, где сожгли тела авторитета и его верной спутницы в штабеле заготовленных к вывозу берез. Костер горел несколько часов, братья сидели порознь, один — в своем грузовике, второй — в тракторе. Лишних глаз они не боялись — лесосека скрыта за сопками, а кроме того там периодически жгли порубочные остатки. После жаркого пламени, которое дают березы, от тел ничего не осталось. Кроме воспоминаний.
Оба брата тяжело переживали случившееся. Виктор, по его воспоминаниям, ушел в запой, несколько дней заливая свои чувства водкой в одиночестве. Иван погрузился в работу. Через несколько лет они порвали связь с Александром и уехали из Забайкалья, пытаясь уйти от воспоминаний. На этапе расследования дела оба пытались помочь в поиске тел, чтобы предать их земле и облегчить муки совести. Но природа за 14 лет полностью изменила место трагедии — участок заболотился и зарос кустами. Никаких результатов поиск останков не дал.
Официальные обвинения с братьев сняты, так как срок давности за совершенные преступления истек.
Сирота в пустом доме
Пропавших хватились нескоро. Так как они собирались уехать в Холуй-Базу, то близкие думали, что они находятся там. Заявление о пропаже написала мать Ольги Паздниковой спустя 11 дней, когда стало доподлинно известно, что на фазенде не было ни дочери, ни ее спутника. Через месяц, 17 мая, было возбуждено уголовное дело.
Александр Русинов был допрошен одним из первых, так как его видели на месте преступления. Разумеется, ничего следователям предприниматель тогда и не сказал: Клявин попросил приехать с водкой, брат меня привез, мы выпили с Клявиным, но Паздникова начала ругаться, так как утром им надо было уезжать, поэтому мы попрощались. Показания он давал не один раз и рассказал даже про сейф, отметив, что в числе прочих подозревает в краже и Клявина. Примерно такие же показания давал и Виктор: были, пили, уехали.
Опрос других свидетелей также ничего не дал, соседи ничего не слышали и не видели никого, кроме Русиновых на микрогрузовике. Подробные показания дала сестра Паздниковой — она в ту ночь дежурила в школе, буквально напротив дома Ольги, слышала похожие на выстрелы звуки и видела въезжающий в гараж грузовик. Но в расследовании ее слова особо не помогли.
Через некоторое время по Борзе поползли слухи о том, что Клявин попросту скрылся от всех. Учитывая его прошлое и криминальный статус, нашлось немало людей, поверивших в эти россказни. Из-за того, что следствие шло, скажем прямо, неспешно, было впечатление, что верили в это и сотрудники правоохранительных органов.
Родственники Ольги Паздниковой, разумеется, не допускали, что она бросила старенькую мать и дочку-школьницу. Женщину искали с помощью гадалок и экстрасенсов и предпринимали попытки найти тело, чтобы предать его земле.
Девочка, которой на тот момент было 12 лет, очень сильно переживала отсутствие матери. Она ходила в пустой дом и первой обнаружила пропажу автомата, который как-то раз случайно увидела у Клявина, которого называла папой. Дочь также пыталась дозвониться на мамин телефон, писала ей письма и до последнего верила, что она жива. Причастность Русинова к пропаже родителей ребенок не допускал, ведь дядя Саша был другом папы. Родная дочь Клявина, напротив, была уверена, что знает убийц.
В следующем, последнем материале цикла мы проанализируем нестыковки в уголовном деле, которые наталкивают на определенные размышления, а также проследим за судьбой сейфа, который стал причиной всей трагедии.
Отдел расследований
Фото из архива «Вечорки»