Замоченный авторитет. Как пал преступный «папа» Клява.

  • 14 дек. 2022 г.
Замоченный авторитет. Как пал преступный «папа» Клява.

Загадочное исчезновение забайкальского преступного авторитета Ивана Клявина в 2007 году озадачило две противоборствующие стороны: и криминалитет, и милицию. Официально преступление было «глухарем» 14 лет, и сейчас есть все основания полагать, что к разгадке тайны мир криминала был гораздо ближе, чем правоохранительные органы. Свое расследование провела и «Вечорка», о чем расскажет вам в цикле публикаций.

Эта история могла бы послужить сценарием для остросюжетного сериала или детектива с пропитанными кровью страницами. Вокруг пропажи авторитета разворачивались события не менее трагичные и очень неожиданные, а главные действующие лица — фигуры очень заметные. Первую публикацию мы начнем знакомством с главными действующими лицами.

 

Заведу голубей и с тобой, и с любовью…

Впервые Иван Клявин оказался в качестве потерпевшего, хотя всю свою сравнительно недолгую и не очень-то праведную жизнь был подозреваемым, обвиняемым и подсудимым. Его судили за кражи, угоны, незаконный оборот оружия, нанесение тяжких телесных и умышленное убийство. К 55 годам Клява имел четыре судимости, срока в общей сложности на 28 лет и статус криминального авторитета.

Источники «Вечорки» описывают его как человека достаточно спокойного и внешне очень миролюбивого. Но в то же время Клява имел в преступном мире огромный вес, благодаря которому к нему за советом, помощью и покровительством обращалось немало людей.

После последнего срока он осел в Борзе, сошелся с Ольгой Паздниковой, которая была на 24 года моложе его, завел голубей и жил, особо не выделяясь. Некоторые данные говорят о том, что Клявин хотел вовсе отойти от дел — завел себе фазенду в селе Холуй-База, о которой далее будет отдельный эпизод, который никого не оставит равнодушным.

Описывать личность Паздниковой мы не будем отчасти из уважения к ее родным, отчасти из-за того, что самостоятельной целью преступников женщина не была — ей просто не посчастливилось: а) быть спутницей Клявы; б) оказаться с ним рядом в ту роковую ночь.

На фото: Иван Клявин (Клява) и Ольга Паздникова. Фото из архива "Вечорки"

Сына, молотобоец и другие

Главные роли в трагедии отведены ОПГ, сформированной на юго-востоке Забайкальского края и державшей в страхе эти районы. У группировки не было определенного названия, потому что деятельность ее была законспирирована и участники не хотели славы. В СМИ группировку назвали «Калганскими», но мы будем называть их условно ОПГ Клименко — по имени лидера, а не по месту его жительства. Позже будет понятно, почему. Важный момент цикла материалов — пока в деле по Клявину и Паздниковой окончательная точка не поставлена, что накладывает на «Вечорку» некоторые ограничения. Однако по другим делам есть вступившие в силу приговоры, есть четкая информация надежных источников. Потому определенные выводы о членах ОПГ Клименко мы можем делать и можем делиться ими с нашими читателями.

Разговор о стане обвиняемых надо начать с Виктора Ушакова, известного в забайкальском криминальном мире по прозвищу Сына. Доподлинно неизвестно, почему он заслужил себе такое «погоняло», но источники «Вечорки» считают, что подобным образом называют людей, рано связавших себя с преступниками. То есть сначала матерые урки называют Сыной прибившегося парнишку, а потом прозвище пристает уже к взрослому человеку. Вероятно, так и было с Ушаковым, потому что Сыной его называли даже те, кому он в дети даже близко не годился по возрасту. А уж по криминальным заслугам — и подавно. Ушаков жил жизнью типичного бродяги — гастролировал по краю, совершал разбои и грабежи с разными преступными группами, имел множество связей в различных сферах, легко входил в доверие к людям.

Характеризовать его может такой эпизод преступной деятельности. Задолжав подельнику по прозвищу Кореш денег, Сына вывез его за пределы Борзи и застрелил, а затем закопал труп недалеко от трассы Чита — Забайкальск. В ОПГ он играл роль каптенармуса — заведовал всем оружием. Источники «Вечорки» утверждают, что он хранил стволы в тайниках, известных только ему одному, вооружал бандитов перед «делом», во время грабежей забирал ружья в домах у жертв, чтобы пополнять арсенал банды.

Еще один характерный эпизод. Однажды Ушаков заехал к своему борзинскому приятелю, но не застал его дома. Поэтому он окликнул его соседа, с которым был едва знаком, и попросил положить в укромное место «пакет с инструментами». Борзинец выполнил просьбу и не прикасался к свертку почти 15 лет, а когда у него дома провели обыск, с удивлением узнал, что хранил обрез и патроны. Можно с уверенностью сказать, что Сына, мельком познакомившись с человеком, внушил такое уважение, что тот даже не подумал проверить сверток, даже зная о смерти его владельца.

Ушаков всегда имел при себе пистолет с глушителем. Этот пистолет в прямом смысле сопровождал его до конца жизни — осенью 2007 года Ушаков совершил суицид, находясь в гостях у своего друга в Забайкальске. Случилось это в самом центре поселка, рядом с судом и администрацией. Умирал мужчина долго, его успели увезти в больницу и положить в отделение реанимации. При обыске у него нашли кобуру с запасной обоймой. После его смерти было проведено несколько обысков с определенными результатами. Но о них мы расскажем позже.

В истории с Клявой Сыне принадлежит одна из ключевых ролей, и вполне возможно, что именно это обстоятельство подтолкнуло его к сведению счетов с жизнью. Как тут не вспомнить Иуду, но воздержимся от оценок.

Еще одним участником ОПГ стал Алексей Торгубаев, накрепко связанный с криминальным миром человек, пытавшийся в последние годы заниматься сельским хозяйством. Его роль была не столь важна. Источники указывают на него как на обычного «молотобойца», то есть человека, от которого требуется грубая сила и быстрая реакция, а не работа головой. По некоторым данным, мужчина раскаялся в случившемся и считает себя жертвой интриги, в результате которой поднял руку на криминального авторитета.

Руководил ОПГ Павел Клименко, неоднократно судимый за грабежи, кражи, убийства, обладающий лидерскими качествами и потрясающим хладнокровием. Источники считают, что лучше всего лидера группировки характеризуют некоторые эпизоды из его карьеры. В начале 2000-х, едва выйдя на свободу, он расправился в Калге с криминальным авторитетом Жаворонковым, лидировавшим в местном преступном круге. Как считают источники, формальным поводом для убийства стали предъявы по поводу общих денег и употребления наркотиков. Жаворонков повинился и склонил голову, и в то время ему в затылок была выпущена пуля из СКС. Карабин этот, к слову, был похищен у сотрудника милиции.

На тот свет бандит отправил и другого авторитета — Кучера, тоже качавшего права. Веривший в принципы уголовного братства мужчина наехал на Клименко с претензией за то, что братва не очень-то поддерживала его в колонии, да и по выходу достойно не встретила. За эти рассуждения он получил удар топором в голову и был захоронен на свалке под камнями.

Однажды Клименко избавился от подельника, машину которого «засветили» на краже в Краснокаменске. Опасаясь, что член банды сдаст его, Клименко под предлогом сокрытия от милиции вывез парня в Калгу и пустил ему в затылок пулю из ТОЗ.

Группировка занималась не только грабежами и разбоями, но и криминальным крышеванием. В некоторых эпизодах главарь делал свою работу с садистским увлечением. Страшным способом он расправился с парнями, которых владелец одной из ферм обвинил в краже скота. Несчастных избили, требуя сознаться, а затем Клименко собственноручно задушил обоих кусками проволоки и повесил их в кошарах, инсценируя самоубийство. Но созданная картина ему не понравилась, и он приказал подручным закопать трупы.

 

Братский круг

Еще двух человек — братьев Александра и Виктора Русиновых — нельзя отнести к составу ОПГ, но в совместном преступлении они сыграли весьма важные роли. Впрочем, данные источников в части заинтересованности Русиновых разнятся, поэтому справедливости ради в будущем мы будем приводить разные версии.

Александр Русинов в Борзинском районе известен как основатель крупного хозяйства, фермер, владелец охотугодий. В конце 90-х — начале 2000-х он начал вести бизнес и делал это довольно успешно. По данным одного источника, предпринимателя и преступного авторитета Клявина связывала давняя дружба, якобы имел место быть даже грев в колонии. По другим данным, Русинов просто попросился «под крышу» к Кляве, чтобы его хозяйство не тревожили банды скотокрадов и набирающая силу в Борзе «Пивзаводская» группировка. С учетом этих обстоятельств вряд ли повернется язык осуждать фермера за связи с криминалитетом.

К моменту разворачивающихся событий Русинова и Клявина связывали отношения практически дружеские. Источники говорят, что авторитет мог приехать на ферму отдохнуть, сходить в баню. Однако таких гостей было довольно много, причем среди них были как силовики, так и чиновники. Официально власть предержащие тоже отмечали Русинова — он заслуженный работник АПК Забайкальского края, обладатель ряда наград краевого и муниципального уровня, благодарственных писем, в том числе от главы Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Его младший брат Виктор Русинов таких успехов не добился и на момент описываемых событий был вроде посыльного — ездил по фермерским и коммерческим делам на микрогрузовике. Третий брат, Иван, которому судьба тоже уготовила роль в этой истории, был и вовсе вроде наемного работника на ферме.

В следующем номере мы расскажем о краже сейфа, который стал «яблоком раздора», и первой жертве разбоя, которая погибла, не успев родиться.

 

Отдел расследований

Фото из газеты «Земля» и из архива «Вечорки»