Идея легализовать запрещенные в России автомобили-конструкторы, для того чтобы потом продавать как цельносборные машины, лежит на поверхности. Однако воплотить ее в жизнь удавалось немногим. Участники сегодняшнего выпуска проекта «Ментовские войны» сумели отладить такую схему. Правда, закончилось все закономерно — судебным приговором.
География преступной схемы
На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации до сих пор можно отыскать пресс-релиз, в котором рассказывается о том, как еще в 2013 году трое жителей Краснодарского, Приморского и Забайкальского краев «разработали преступную схему с целью осуществления посреднических услуг при передаче сотрудникам органов внутренних дел взяток за незаконную постановку на учет так называемых автомобилей-конструкторов». На практике это означало, что полицейские, а в виду имелись, как вы понимаете, сотрудники ГИБДД, за взятки ставили на регистрационный учет «автомобили-конструкторы», то есть машины, собранные из частей, привезенных из Японии, в качестве обычного транспорта. Как рассказывают знающие люди, специализацией группы стала легализация не обычных автоконструкторов, а именно грузовиков. В основном речь шла о популярных в народном хозяйстве машинах-полуторатонниках моделей «Титан» и «Бонго».
Эта составляющая преступной схемы целиком базировалась на территории Забайкальского края. На ее верхушке разместился старший инспектор по особым поручениям УГИБДД по фамилии Лещев. Вместе с бывшим сотрудником ГИБДД Спириным он привлек к делу полтора десятка инспекторов из регистрационных подразделений сразу в нескольких районах и городах Забайкалья. В частности, известно, что машины легализовывались в Чернышевском, Улетовском, Акшинском районах, ЗАТО Горный и Чите.
Самое интересное то, что машины-конструкторы ставились на ПТС, которые пропали в 2000 году в поселке Чара якобы в результате пожара в местном отделении ГАИ. Начальником подразделения на тот момент был… уже упомянутый нами Лещев.
Купались в деньгах
Бухгалтерия придуманной схемы завораживала своими финансовыми возможностями. Машина-конструктор стоила около 100 тысяч рублей. Взятка за регистрацию таких машин составляла не менее 250 тысяч рублей. Но овчинка выделки стоила. После легализации ее можно было продать уже за 600-800 тысяч.
Понятно, что инспекторы, которые помогали осуществить это волшебство, себя не обижали. За 20 минут работы, а именно столько в среднем занимает процесс регистрации автомобиля, гаишники получали от 20 до 50 тысяч рублей. Остальные деньги шли авторам преступной схемы. Деньгами инспекторов-волшебников радовали не всегда. Известен факт, когда одному из инспекторов за несколько регистраций в качестве благодарности подогнали джип «Тойота-Ланд-Крузер» 100-й модели.
По информации Генеральной прокуратуры РФ, в 2013-2015 годах, когда конвейер по легализации машин-конструкторов работал на полную мощность, каждый из гаишников, задействованных в схеме, успел получить от 25 тысяч до 2 миллионов рублей. Неофициально их доход мог быть гораздо больше. Неожиданно свалившееся богатство тратилось порой в весьма причудливых формах.
Рассказывают, что один из мздоимцев мог на первом же свидании подарить девушке норковую шубу. Несколько его коллег по преступному бизнесу умудрились просадить в одном из ночных клубов Читы больше 300 тысяч рублей, заказав более чем дорогостоящее «Крейзи меню», когда еда и закуски располагаются не на столе, а на теле обнаженной девушки.
Фенита ля богатство
По официальным данным, всего в 2013-2015 годах на учет незаконно поставлено около 100 автомобилей. Когда схема вскрылась, все задействованные в ней гаишники моментально были уволены из органов по отрицательным мотивам. Путь уголовного дела до его финальной точки был сложным и тернистым. Согласно открытым источникам, рассмотрение дела в суде по различным причинам переносилось… 86 раз. В итоге лишь в июне 2021 года состоялся приговор. На скамье подсудимых оказалось 16 человек, в том числе 12 уже бывших сотрудников территориальных подразделений ГИБДД.
Они признаны виновными в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взяток в крупном и особо крупном размерах, даче взяток и посредничестве во взяточничестве в крупном и особо крупном размерах.
Мы не знаем, как сложилась судьба иногородних создателей преступной схемы по легализации машин-конструкторов. Но приговор забайкальским гаишникам был вот таким.
Девять человек были приговорены к лишению свободы в исправительной колонии строгого режима на срок от 5 до 8 лет. Еще семь получили условные наказания от 2 до 7 лет и 10 месяцев. Шести фигурантам также назначены штрафы в размере от 100 тыс. рублей до 2,3 млн рублей. Бывшие сотрудники полиции лишены специальных званий и права занимать должности в правоохранительных органах, органах власти и местного самоуправления сроком от 3 до 4 лет.
Примечательно, что интересы коррумпированных гаишников в суде представляли аж 45 адвокатов. Не помогло.
Аслан ПЛИЕВ
Фото Яндекс