Ментовские войны: Трупы в клетке

  • 4 авг. 2021 г.
Ментовские войны: Трупы в клетке

На фото: Здание бывшего вытрезвителя в ноябре 2011-го полностью выгорело 

Как погибли двое задержанных и почему правоохранители за это сравнительно легко отделались

 

Рукоприкладство в милицейских/полицейских стенах — это вечный сюжет. Дело тут совсем не в том, что погоны у нас носят законченные садисты. Количество таковых в органах как раз стремится к статистической погрешности. Просто некоторые (не все) задержанные реально понимают не слова, а только язык силы.

При этом некоторые (не все) правоохранители являются не совсем морально устойчивыми людьми и экстраполируют эту жестокость на весь подотчетный контингент разом. Все бы ничего, но иногда всех устраивающий ментовский мордобой выходит из-под контроля, и тогда в стенах оплота правопорядка образуется труп. О двух таких историях наш сегодняшний рассказ.

 

День Победы в вытрезвителе

Задержанных на праздновании 65-летия окончания Великой Отечественной войны — 9 мая 2010 года — было довольно много. Торжественные мероприятия тогда начались синхронно по всей стране. В Чите это было в четыре часа дня. К этому времени многие были уже навеселе. Вполне предсказуемо, что после окончания торжеств милиция (полиция появится лишь в 2011 году — авт.) вполне предсказуемо обратила на них внимание. В числе задержанных оказался 28-летний повар читинского кафе «Харбин» Андрей Чередов.

Под конец праздничного дня Андрей с друзьями пришел на площадь имени Ленина. Они хотели посмотреть праздничный салют. Законопослушными агнцами парни явно не были. Они сидели на скамейке и пили пиво, что тогда уже было запрещено. Разумеется, происходило это довольно шумно.

Ничего удивительного, что в один прекрасный момент перед честной компанией материализовались сотрудники патрульно-постовой службы и увели всех парней в автобус, который доставил их в Межрайонный вытрезвитель на улице Шестиперова.

После нескольких часов пребывания в вытрезвителе труп Чередова с травмами головы обнаружат в морге. Точнее, нашли его с пробитой головой как раз в помещении вытрезвителя, а потом забрали в лечебное учреждение, где лишь констатировали очевидную и страшную вещь. Задержанный был мертв.

Началось долгое разбирательство произошедшего, к которому активно подключились опера отдела собственной безопасности УВД по Забайкальскому краю и сотрудники Следственного комитета при Прокуратуре РФ (будущий СКР). Процесс шел со страшным скрипом, но все-таки шел.

Уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть) возбудят только на 11-е сутки. Да и то только после того, как милицейская ОСБ категорически настояла на повторной проверке всех обстоятельств дела. Хотя, в идеале, тут нужно было возбуждать дело по статье «убийство». Парня, как говорят знакомые с ходом расследования, буквально втоптали в пол.

К уголовной ответственности был привлечен только инспектор дежурной смены младший лейтенант милиции Андрей Журавлев. По его словам, к которым прислушались, он вынужденно применил физическую силу к Чередову — тот на него набросился первым. Два других сотрудника дежурной смены медвытрезвителя, Каменев и Тарасов, пошли по делу как свидетели. Они признались, что знали о применении младшим лейтенантом Журавлевым физической силы к задержанному, но скрыли этот факт, так как «ждали результатов медицинской экспертизы».

Тогдашний начальник УВД по Забайкальскому краю генерал Обухов был в негодовании.

На тот момент совсем недавно было сформировано Управление внутренних дел по городу Чите. В его состав организационно входили оба городских вытрезвителя — Межрайонный и Черновский. В плане имиджа это был довольно сомнительный капитал. Там регулярно били задержанным морды и столь же регулярно их грабили.

Именно инцидент с трупом на День Победы стал той самой каплей, которая переполнила чашу терпения милицейского начальства. Оба городских вытрезвителя были ликвидированы. Ветераны правоохранительной системы обычно добавляют к этому фразу «к чертям собачьим». Закрытие вытрезвителей практически совпало по времени с судом над главным и единственным фигурантом дела. Младшему лейтенанту Журавлеву дали 8 лет лишения свободы. Он отсидел и сейчас уже находится на свободе. Остальные лишь отделались испугом. Однако, как говорят источники «Вечорки», знакомые с данной историей, если рассматривать дело объективно, то на скамью подсудимых надо было сажать всю дежурную смену. Борзого и пьяного повара, оснований предполагать обратное просто нет, мутузили, предположительно, минимум трое сотрудников вытрезвителя.

Но милицейское начальство, которое в то время в регионе представлял генерал-гиревик Александр Обухов, решило особо не изучать выносимый из избы сор. Все было решено забыть, а на обоих вытрезвителях Читы поставить жирный и окончательный крест. На их месте сегодня, соответственно, находятся пожарная часть МЧС и частный детский садик.

 

Тело на соседней улице

Нечто подобное описанному выше случаю произойдет двумя годами позже в отделе полиции «Шилкинский». Точнее говоря, сам инцидент случился в 2012 году, а его раскрытием занялись лишь в 2015-м. Именно тогда у одного из читинских оперов появилась информация о том, что тремя годами ранее из здания шилкинской полиции сотрудники вытащили труп. Мертвого мужчину, висящего на дереве, тогда действительно нашли на соседней улице. Однако по всем отчетам он проходил как самоубийца. Стали разбираться. Очень быстро выяснилось, что суицидом там не пахло. Двое сотрудников полиции — помощник оперативного дежурного и участковый уполномоченный — действительно вынесли из здания оплота правопорядка труп одного из задержанных. Через несколько минут они перенесут его на соседнюю улицу и инсценируют самоубийство. Так это все и прошло по всем официальным отчетам. В 2015 году выяснится, что убитый был доставлен с семейного скандала в селе Казаново. Мужик погонял по пьяни свою супругу, а заодно еще нескольких человек. В райотделе он вел себя довольно шумно, за что и огреб от сотрудников дежурной смены. Все ее сотрудники впоследствии и попадут под замес. За собой они потянули и тогдашнего начальника шилкинской полиции подполковника Румынина. Вместе с дежурной сменой он пошел под 286-ю статью Уголовного кодекса РФ (превышение служебных полномочий). Правда, все получили только условное наказание. В СМИ, хотя тогда уже в регионе довольно неплохо была развита интернет-журналистика, эта история почему-то не попала.

Поговаривают, что, уезжая из Шилки, отправленный на пенсию подполковник Румынин вывез из своей служебной квартиры не только смесители и унитаз (что можно хоть как-то понять — авт.), но даже… обои. Впрочем, это совершенно другая история, которая, равно как и многие другие, обязательно найдет свое отражение в рамках нашего проекта «Ментовские войны».

Аслан ПЛИЕВ

Фото ИА «Чита.Ру»