На сегодняшний день самой острой проблемой здравоохранения в регионе остается нехватка кадров. Тому подтверждение — постоянные жалобы читателей «Вечорки» из глубинки Забайкалья. Все они задают один вопрос: «Кто нас будет лечить?»
Проблему дефицита медицинских кадров, как показала практика, не решает и целевая подготовка специалистов на базе Читинской Медакадемии и в организациях среднего профессионального образования, которая реализуется уже на протяжение 20 лет.
Почему в крае не хватает медиков и куда исчезают выпускники медицинских колледжей и вузов — это и многое другое обсуждалось на стратегической сессии под названием «Карьерная навигация», которая прошла 19 мая в Читинском медицинском колледже.
Совместное решение проблем
Стратегическая сессия Минздрава — это коллективная работа, направленная на совместное формирование значимых для организации решений в процессе диалога с ключевыми сотрудниками и руководством организации.
Участниками сессии стали представители Министерства образования и науки Забайкалья; центральные районные больницы края и города; учебные организации городов Балей, Петровск-Забайкальский, Краснокаменск и поселка Агинское. И, конечно же, студенты выпускного курса. В общем, было собрано около 70 человек, из них пять экспертов, все они искали причины дефицита кадров в системе здравоохранения. Эта задача не из простых. Не один год над ней бьются профильные специалисты.
Теперь же решили действовать радикально — решать все вопросы с теми, кто трудится в медицинской сфере. На то, чтобы обозначить проблемы, обсудить и найти их решение, ушло почти полдня. Участники мероприятия были распределены на четыре команды — «зеленые», «синие», «красные», «желтые».
Цели стратегической сессии:
— выработать практические знания и умения работать в режиме многозадачности;
— эффективное взаимодействие медицинских колледжей и работодателей в содействии трудоустройству выпускников;
— поиск новых решений в содействии трудоустройству выпускников, снижении уровня дефицита кадров в медицинских организациях Забайкальского края.
«В таком формате у нас есть возможность высказаться, услышать друг друга. И руководители, и представители Правительства и Министерства здравоохранения, и, самое главное, наши студенты! Потому что мы решаем острую проблему кадрового дефицита, слыша друг друга. С самых низов, так сказать, до руководства мы можем смело обсуждать все вопросы и проблемы», — сказал Роман Дуденко, главный врач Петровск-Забайкальской ЦРБ.
Проблемные точки
После активного обсуждения, что же все-таки беспокоит работодателей и выпускников, из всего обширного списка экспертам удалось выделить ТОП-5 основных проблемных точек. Это, например, отсутствие дуальной системы обучения* и бесплатного медосмотра для студентов, психологический климат в коллективе, неразвитая в медицинских организациях система наставничества.
«И пятая проблема у нас была разная у каждой группы. Некоторые отмечали наличие и расширение программ «Земского доктора» и «Земского фельдшера», то есть включение туда большего числа специальностей, которые существуют, заработная плата и жилье медицинским специалистам», — добавил директор Читинского медицинского колледжа Антон Краснояров.
Программа «Земский доктор / Земский фельдшер» направлена на привлечение медицинских работников на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс., а также на восполнение кадрового дефицита в медицинских организациях и их структурных подразделениях в качестве новых специалистов.
Медицинским работникам, участвующим в программах «Земский доктор», «Земский фельдшер», предусмотрены единовременные компенсационные выплаты прибывшим на работу в сельскую местность (либо города с населением до 50 тыс. человек) в размерах 1 млн рублей для врачей и 0,5 млн рублей для фельдшеров, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Голос молодых
Своими способами решения проблемы дефицита кадров поделились все.
Студенты, например, предложили увеличить количество бюджетных мест в средних специальных учебных заведениях. Тогда поток абитуриентов, по мнению будущих медиков, должен вырасти, а развитие системы наставничества позволит новобранцам быстрее адаптироваться в сфере здравоохранения.
Также студенты подняли вопрос оплаты их медосмотров. В зависимости от возрастной группы он стоит по-разному: для первокурсников — около 5 тысяч рублей, для старшекурсников — около 2,5 тысяч рублей. Одним из решений этой проблемы профессионалы назвали оплату профосмотра будущим работодателем или организацией, которая выдала направление на целевое обучение.
«Безусловно, у нас были дискуссии насчет выявления каких-то проблем, их решения. Но, я думаю, мы справились. Все-таки командный дух победил, мы смогли. Я думаю, что ребята тоже под хорошим впечатлением, потому что это отличная возможность пообщаться с руководителями, Министерством здравоохранения», — поделилась студентка Читинского медицинского колледжа Ирина Рябина.
Старшие коллеги предлагают вполне конкретные решения. Например, возобновление практики учебных классов при медколледжах, в которых учащиеся первого и второго курсов смогли бы на практике отрабатывать полученные знания. Для старшекурсников идеальной была бы программа дуального обучения.
«Дуальное обучение у нас есть, но оно требует пересмотра и новых подходов. Идеальный пример — Германия, там это развито повсеместно — не только в медицине, но и во всех отраслях, где требуются специалисты. Там больше внимания уделяется именно практическим навыкам. Обучаясь, студент уже понимает, в чем суть его работы, знакомится с людьми, понимает режим работы, то есть эта среда становится для него привычной, и он туда потом приходит работать. В чистом виде дуальное обучение в медицине — 60% теории, 30-40% практики», — сказал директор Читинского медицинского колледжа Антон Краснояров.
Куда исчезают молодые медики?
После того как каждая из команд предложила свои решения проблем, началось обсуждение — почему же все-таки молодежь не идет в государственные организации здравоохранения? Возможно, причиной является низкая зарплата.
«Средний показатель по зарплате у среднего медицинского персонала должен составлять не менее 40 тысяч рублей, а не 20 тысяч, как сейчас. При этом из них 16 тысяч — это сама зарплата, а 4 тысячи — доплата до МРОТ», — сказала главная медсестра Краевой клинической инфекционной больницы Читы Елена Жигарева.
В этом году Читинский медицинский колледж готовит к выпуску 600 человек, еще столько же планируется принять на обучение. Столько же молодых профессионалов покинули стены и в прошлом году, 70% из которых устроились на работу по специальности. Но больше половины (около 43%) пошли работать не в государственные поликлиники и больницы, а в частные учреждения.
На сессии присутствовала и министр здравоохранения региона Оксана Немакина.
«Я думаю, что руководители медицинских организаций, так же как я, услышали проблемы и уже видят какие-то пути их решения. Мы обязательно изучим все предложения и проблемы, которые были озвучены, и обязательно обратим внимание на каждую из них. И, возможно, следующую сессию мы построим именно на выводах, которые сделаны сегодня», — сказала Немакина.
Она внимательно выслушала настоящих и будущих коллег и наметила для ведомства дальнейшие направления работы. И, вероятней всего, после этой стратегической сессии политика в системе здравоохранения всего региона изменится в лучшую сторону.
*Дуальное обучение — это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — в организации на рабочем месте.
Татьяна ЕСИКОВА
Фото автора, пресс-службы краевого Минздрава