Фото автора
Старинные дома Читы завораживают, особенно когда прогуливаешься мимо них по вечерам. От них веет тайной, чем-то прекрасным и невозвратным. Кажется, что за большими окнами этих домов изысканные дамы в длинных платьях с прическами с локонами ведут светские беседы, а то и танцуют с галантными кавалерами. Кажется, за стенами этих домов застыла эпоха, которую никогда не вернуть…
А время там действительно застыло, только не в серебряном конце XIX века, а в 30-е годы прошлого столетия, когда огромные комнаты этих домов с высокими потолками, лепниной, каминами и изразцовыми печами разделили перегородками и превратили в коммунальные квартиры.
Эти высокие беленые известкой потолки да печки, давно лишенные изразцов и всяческой поэзии, едва напоминают о задумках архитекторов предреволюционного времени. Тогда еще, возможно, и подозрений не было у хозяев этих домов, что все их старания пойдут прахом, дома перейдут новому государству, а самим им придется покинуть Родину. Владельцами домов на улице Ленина до революции были братья Полутовы. По их фамилии и назвали квартал — Полутовским.
На стыке XIX и XX веков жители называли квартал Бутинским — по имени забайкальского купца М.Д. Бутина, который приобрел земли в конце 1880-х годов. К концу XIX века Михаил Бутин построил здесь восемь деревянных одноэтажных домов с надворными постройками и винный склад, после чего продал земельный участок Торгово-промышленному товариществу братьев Полутовых.
В квартале началась интенсивная застройка доходными домами, и он получил название Полутовского, так называется и сегодня. Братья Дмитрий, Александр, Иван и Николай Полутовы работали в одной команде. При этом семья имела старинную казачью забайкальскую родословную, начинавшуюся с 1721 года.
Застройка квартала началась в 1903 году и продолжалась до августа 1914-го. К этому времени на его территории было 17 зданий, в основном доходных, конюшня, баня, хозяйственные постройки, а также артезианский колодец.
Когда-то братья выкупили землю у разорившегося купца Бутина, но и сами потерпели крах в буре революции.
Спустя сто лет архитектурные творения Полутовых украшают улицы Читы, но некоторые из них уже уродуют облик Читы. Время идет, фасады и внутренности деревянных домов необходимо реставрировать. Дом номер 102 на улице Ленина отнесен к памятнику архитектуры.
Дом на Ленина, 102, был построен до 1908 года, так как присутствует на плане участка Полутова, утвержденного в августе 1908-го. Двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте с центральным водопроводом и печным отоплением: 12 голландских печей и две русских.
Полезная площадь дома составляла около 122 квадратных метров, жилая — 90 квадратных метров.
Деревянный двухэтажный дом с кружевными ставнями у больших окон и с резными украшениями крыши. Дом еще красив, но потрепан временем. Расположен он в счастливой близости от сердца Читы — площади Ленина. Жить в этом районе — мечта многих забайкальцев. А вот жить в этих домах вряд ли кто-то захочет.
Испытание лестницей
С левой стороны дома, снаружи — крутая деревянная лестница с узкими ступеньками. Она и стала главной проблемой для жительницы старинного дома Нины Ивановны Степановой. Женщина в этом доме родилась.
«Дед служил в ВОХР, жил на Острове. Во время Великой Отечественной войны ему предложили квартиру рядом с работой. Обещали, что, когда закончится война, коммуналку расселят. И вот для нас, жителей этого дома, война так и не закончилась — нас до сих пор не расселили», — рассказала Нина Ивановна.
В комнате, которая служит и прихожей, и спальней, и гостиной, вся семья Нины Ивановны — бабушка, дедушка, отец и мать, брат и невестка — прожили всю жизнь. Все они уже умерли. Сегодня в квартире остались Нина Ивановна и ее сын, инвалид.
Год назад Нина Ивановна перенесла операцию на колене. Из-за ошибки врачей уже год она ходит с помощью костылей. Женщине предстоят еще одна операция и еще один год с костылями. Жизнь на втором этаже дома — памятника архитектуры — превратилась в тюрьму. Выйти по шаткой, крутой и гнилой лестнице для женщины — стресс и настоящее испытание. А выходить нужно: каждые 15 дней — перевязки в больнице. Да и бытовые дела никто не отменял.
Три проблемы
«Когда строили здание торгового центра «Галерея», в наш дом провели центральное отопление и холодную воду. Стало, конечно, полегче, печки топить не нужно. На каждые три семьи сделали туалет. Об удобстве и гигиене, конечно, в таких условиях нечего говорить, но мы и на это не жалуемся. Мы даже не просим дать нам квартиры. Просим решить три главных проблемы. Починить крышу, так как потолки протекают во всех квартирах. Решить проблему с водой — она у нас течет тонкой струйкой, без напора, поэтому постирать или помыться можно только ночью.
И лестница. Мы просим отремонтировать эту деревянную лестницу», — сказала Нина Ивановна.
Лестницу нужно строить другую. Такая, какая есть сейчас, может быть, и подходила сто лет назад для одной семьи. Но не для нескольких десятков жильцов многоквартирного дома. Лестница уже гнилая, перила шаткие, да и в подъезде полы гнилые, пахнет старостью и сыростью.
«Капитальный ремонт запланирован аж на 2045 год. Через 20 лет! Кто доживет до этого времени?» — спрашивает Нина Ивановна.
24 июля 2024 года на рассмотрение в Госдуму вынесли законопроект, обязывающий граждан, владеющих квартирами в исторических домах, поддерживать уровень технического состояния здания.
В ноябре 1920 г. распоряжением правительства ДВР владения Полутовых были национализированы. В домах разместились министерство внутренних дел и министерство юстиции. В 1923 г. здания Полутовского квартала были переданы Читинскому окружному исполнительному комитету, а в 1931 г. — Читинскому горисполкому.
Здесь также размещались бюро технической инвентаризации, военкомат, трест «Забайкалзолото», «Коммунбанк» и городской комитет КПСС. В настоящее время на территории квартала находится 9 зданий, семь из них — объекты культурного наследия.
Вот так жители домов-памятников стали заложниками своего жилья. У них нет надежды, что дома когда-то снесут и расселят. Так теперь еще и ремонт они должны делать сами. Продать квартиры также невозможно. Они не пользуются спросом, не подходят под требования ипотеки. Приходится жить в таких условиях.
«Мы не просим новые квартиры. Решите вопрос с крышей, водой и лестницей», — повторяют они.
Инна Сергеевна (Щеглова, глава администрации Читы), дом находится под окнами мэрии. Вы прекрасно видите, в каком он и другие дома состоянии, как портят они облик центра города. Пора заняться этим вопросом. Помогите людям решить проблему!
Лилия СВЕРДЛОВА