Дороги: и ни туда, и ни сюда!

  • 7 окт. 2024 г.
Дороги: и ни туда, и ни сюда!

Фото автора

(Окончание, начало в № 38 от 18.09.24)

В предыдущей части статьи героический экипаж «Вечорки» выехал из Шелопугино, предварительно оценив качество дорог в этом райцентре. Увы, оценки оказались одними из самых низких среди всех райцентров Забайкальского края.


Да и подъезд к Шелопугино, если ехать из Балея, тоже не самого высокого качества. Если будете ехать этой дорогой, то, как только в поле вашего зрения окажется дорожный указатель с надписью «Шелопугино», сбрасывайте скорость до минимума — ям здесь столько, что их невозможно объехать, надо перепрыгивать. Лучше уж чуть-чуть опоздать к месту назначения, чем расколотить поддон в машине, и это как минимум. В данном случае поговорка «Тише едешь — целее будешь» верна на все 146%. 

Самая красивая дорога

Если вы читали статью недельной давности, то в ней я рассказал о том, что в Шелопугино на улице Чернышевского, неподалеку от минимаркета, в небольшом вагончике открылось кафе-закусочная. Одновременно там могут пообедать максимум 20 человек. Но даже это хорошо, потому как раньше нам приходилось проскакивать этот населенный пункт как раз по причине отсутствия мест, где можно поесть. Приходилось баловаться кофейком или чайком на Копунском перевале. Есть там столик, правда, уже изрядно изломанный, но место очень красивое, если, конечно, не обращать внимания на раскиданный вокруг мусор. Или откладывать остановку на перекус и терпеть до Мироново или вообще до самого Сретенска.

Одним словом, открытие кафешки порадовало, но не качество пищи. Хотели взять там пирожки или что-то из выпечки, но нас огорчили: «Выпечки еще нет!» На часах 12:00, а в кафе нет выпечки? К какому же времени она там появляется? К тому же в Яндекс-картах этот вагончик помечен словом «Выпечка», но ее-то как раз и нет. Загадочный шелопугинский общепит.

Заказали позы, блины и чай. Если блины есть можно, то позы брать не рекомендую — они малосъедобны: тесто толстое и сухое как пергамент, бульона внутри поз нет, да и мясная начинка так себе. Если хватит смелости и времени, в следующую поездку попробуем там еще что-нибудь. Выбор в кафе, кстати, пока очень скромный, но и мы не привереды!

Слегка перекусив и сравнявшись с голодными, экипаж «Вечорки» отправился в сторону Сретенска.

Признаюсь сразу — это моя самая любимая дорога. Несмотря на то, что она на всем протяжении грунтовая, ехать по ней приятно. По всему видно, что за дорогой следят.


          А какие виды вокруг нее — просто закачаешься! На первом участке до села Копунь дорогу окружает смешанный лес, подступающий к ней вплотную. Иногда верхушки берез и лиственниц почти смыкаются над дорогой — полное ощущение того, что едешь в тоннеле, пронизанном солнечным светом.

Перед Копунью дорога вырывается на простор — в долину реки Куренга. Ширь такая, что у меня, когда увидел эту красоту, дух перехватило.

На завершающем этапе, перед Сретенском, дорога петляет серпантином вдоль Куренги. В нескольких местах она подступает к дороге настолько близко, что можно воду из нее черпать, не выходя из машины. Слева река, а справа у дороги стеной отвесные скалы. Есть на дороге пара мест, где они нависают на дорогой. Красиво, аж жуть!

Уже позже, разбирая путевые заметки и фотографии, подумал, а ведь если на эту дорогу придут дорожники, то от красот мало что останется. По обочине дороги лес вырубят, прокопают канавы — и пропадет вся прелесть этой дороги. Честное слово, меня обуревают противоречивые чувства.

Сретенск

Когда въезжаешь в Сретенск через Затон, то виды открываются не хуже, чем в долине Куренги. Весь город как на ладони. Могучая Шилка, и над ней красавец мост.

Жаль, что нельзя похвалить местные улицы, но этот факт лишь подтверждает вывод — в большинстве населенных пунктов Забайкальского края (Читу берем в скобки как исключение, да и статус у города другой) дороги и улицы находятся в удручающем состоянии. Кое-где в центре и у зданий районных органов власти улицы еще находятся в более-менее приличном состоянии, но как только удаляешься от них, начинается полный трэш.

 

Кокуй

«Славу» населенного пункта с самыми плохими дорогами с селом Шелопугино может разделить Кокуй. Показательно, что под каждой публикацией «Вечорки», в которой речь идет о качестве дорог, первые комментарии появляются именно от жителей этого поселка городского типа. Иные из них более похожи на крик о помощи. И, знаете, я прекрасно понимаю этих людей — с такими улицами и дорогами жить невозможно, но кокуйцы живут так уже очень продолжительное время.

Впервые я попал в Кокуй в 2018 году, затем была продолжительная пауза, и вот на дворе уже 2024 год, но в поселке по части дорог практически ничего не изменилось. Разве что стало еще хуже…

В последний приезд «Вечорки», а было это 12 сентября, в Кокуе была перекрыта улица Железнодорожная — начался ее ремонт! По всем объективным показателям ремонтировать эту улицу надо было еще лет десять назад, но уж лучше поздно, чем никогда!

Пришлось ехать в объезд и познать всю «прелесть» езды по кокуйским улицам: пыль до небес, ямы, кочки, скорость пешехода. Вот, собственно говоря, и все, что нужно знать о дорогах Кокуя. И это в сентябре, в сухую солнечную погоду. Представляю, что здесь творится после обильных осадков.

После этого хочется высказать одну крамольную, но имеющую право на жизнь мысль: а может быть, восстановление прославленного Сретенского судостроительного завода начать не с его с цехов, а с приведения дорог и улиц Кокуя в нормативное состояние, глядишь, и все остальное сдвинется с мертвой точки?

Но вот что в Кокуе вызывает одновременно и удивление, и умиление, и рождает массу вопросов, так это обилие кошек во дворах многоэтажек. У каждого дома вы увидите как минимум трех «котауси и мяуси». Кошки деловито передвигаются и не обращают никакого внимания на ваши «кис-кис». Никаких крамольных мыслей у меня не было — просто хотелось сфотографировать кошачьих. Удалось это сделать на крыльце магазина по ул. Набережной — на ступеньках сидело три разномастных кошки, а чуть поодаль их спокойствие охранял черно-белый пес дворовой породы.

Непонятно — чьи это коты и кошки? Хозяйские и вышли на погреться под лучики щедрого забайкальского солнца? Или бродячие? Но если их так много, значит, и кормовая база, то есть мыши, имеется в изобилии, а это, согласитесь, уже не так здорово. 

Усть-Наринзор

На упомянутых выше «круглых столах», проводимых в рамках проекта «Герои. Победы. Будущее», их участники — главы районов и чиновники из краевого правительства — не раз говорили о развитии межрайонных связей. Дело, безусловно, хорошее и архиважное, но, чтобы связи были надежными и крепкими, необходимы нормальные дороги, которые бы соединяли районы, как кровеносные сосуды соединяют органы человека. Но пока об этом остается только мечтать.

Хорошо тем районам, которые нанизаны как бусины на федеральные трассы. А что делать Сретенскому району? Чтобы попасть из того же Кокуя или села Алия в Чернышевск, приходится делать немалый крюк в сторону Нерчинска.

Самое удивительное, что Яндекс-карты показывают наличие грунтовой дороги через села Чикичей и Кулан к селу Курлыч и далее к Чернышевску. Если верить яндексовским картографам, то по качеству эта дорога сравнима с грунтовой дорогой Кокуй — Усть-Наринзор. Так вот — если кто-то поверит этой карте, то может надежно застрять или в ручье, или в болотине. Правда, на бумажной карте Забайкальского края, изданной в 2009 году (такая висит в редакции «Вечорки»), никакой дороги от Кулана до Курлыча нет.

От Кокуя до Усть-Наринзора идет хорошая грунтовка. Чуть в стороне остается село Делю и открываются великолепные виды на широкую долины реки Курлыч.

А вот про дорогу Чикичей — Кулан — Курлыч этого не скажешь. Надежно и без проблем проехать по ней можно только зимой, в остальное время сделать это будет сложно.

Вот эту бы дорогу довести ума! Пусть она будет грунтовкой, такой же как от Шелопугино до Сретенска, но этого было бы вполне достаточно, чтобы надежно связать два района. Дорога даст надежный выход жителям Сретенского района к федеральной трассе «Амур», что в нынешних экономических реалиях является очень серьезным фактором.

Но, увы, пока о развитии дороги, которая бы связала Сретенский и Чернышевский районы, никто даже не заикается. 

Чернышевск

Федеральная трасса «Амур», которая ныне проходит мимо Чернышевска, заставила посмотреть на улицы этого населенного пункта под несколько другим углом. Съезжаешь с федералки на городские улицы и словно попадаешь на другую планету: вот ты мчался по великолепной дороге, а минутой спустя приходится глотать пыль на городских улицах и подпрыгивать на каждом ухабе.

Иными словами, и Чернышевск по части качества дорог ничем в положительную сторону не отличается среди других райцентров края.

Если же говорить о придорожной инфраструктуре, то Чернышевску сильно повезло, что ФАД «Амур» проходит вплотную к городу, в отличие от того же Аксеново-Зилово или Могочи, к которым от федералки еще ехать и ехать.

А в Чернышевске, пожалуйста, все рядом. Вот и обустраивается трасса рядом с дорогой. Появились новые АЗС, станции техобслуживания, кафешки и даже придорожные отели.

Тут особо выделяется комплекс «Баракат» с гостиницей, кафе, теплой автостоянкой и большой открытой стоянкой. Кто едет со стороны Хабаровска, думаю, обязательно остановится. Гостиница, конечно, не пятизвездочная, но отдохнуть можно. Есть душ и прочие удобства.

Правда, в последнее время немного прихрамывает кафешка. Если пирожки здесь продолжают оставаться вкусными и адекватными по цене, то качество обслуживания опустилось до уровня дорожного покрытия чернышевских улиц.

Попытались мы в кафе «Бараката» кофе попить, торопились, времени останавливаться варить кофе самим у нас не было. С пирожками все прошло без проблем — они лежат на барной стойке, набираешь их и расплачиваешься. А вот кофе пришлось ждать! Две чашки обычного растворимого кофе нам пришлось ждать 30 минут! Если вам время позволяет, то добро пожаловать в это заведение.

Вместо заключения

После Чернышевска экипаж «Вечорки» отправился в пос. Вершино-Дарасунский. Недавно газета посвятила этому населенному пункту и всему Тунгокоченскому району большой материал, поэтому не вижу смысла вновь описывать всю жуть вершино-дарасунских улиц.

И вот что хотелось бы сказать читателям в заключение: даже если бы дорог в Забайкалье не было вовсе или они были бы такого качества, что по ним можно было бы проехать только на вездеходе и танке, то даже в этом случае журналисты «Вечорки» не отказались бы от поездок по краю и встреч с жителями забайкальской глубинки.

До новых встреч!

Олег ТОПОЛЕВ