Дарасун — Кыра: дорога, которая могла исчезнуть!

  • 6 нояб. 2024 г.
Дарасун — Кыра: дорога, которая могла исчезнуть!

Фото автора 

В октябре репортерская группа «Вечорки» отправилась в Кыру. О целях поездки пока сообщить ничего не могу, хотя они, конечно же, были. Они не секретные, скорее боюсь сглазить, да и не хочется портить будущий сюрприз. О конечных результатах именно этой поездки и читатели газеты, и вообще все жители Забайкалья обязательно услышат и узнают примерно через год.


«Заберите ее у меня!»

В далеком августе 2010 года тогдашний премьер-министр России Владимир Путин после своей поездки от Хабаровска до Читы по новенькой трассе «Амур» проводил совещание на восьмом этаже здания на Чайковского, 8. Как несложно угадать, говорили о дорогах.

На нем тогдашний губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин обратился к министру транспорта РФ Игорю Левитину с просьбой забрать из краевого на федеральное обеспечение дорогу к госгранице с Монголией.

«Она разрушается, а я не могу выделить достойные средства для ее содержания», — объяснял тогда свою позицию глава региона.

И это с учетом того, что Забайкальский край переживал тогда не самые худшие годы в финансовом отношении, но даже так денег на дорогу не хватало.

Путин внимательно выслушал слова губернатора, однако ответа не последовало. Судя по всему, в Москве тоже не знали, что делать с этой дорогой. Так тогда она и осталась в ведении региона и продолжала медленно угасать.

В 2010 году дорогу до Кыринского района с ФАД «Амур» сравнивать было нельзя, они были продуктами разных миров, «Амур» — дитя новой, возрождающейся, но уже капиталистической России, а трасса до Кыры — полумертвый памятник почившему в бозе социализму и Советскому Союзу. Дорога была сделана еще по советским нормативам, и даже асфальт на ней продолжал лежать еще тот… социалистический.

На совещании премьер Путин сообщил собравшимся, что с 2011 года средства для содержания и ремонта дорог будут сконцентрированы в специальном федеральном дорожном фонде. В 2011 году туда поступит 377 млрд руб., что на 80 млрд больше, чем планировалось потратить в 2010 году. К 2015 году в фонде должно сконцентрироваться уже почти 500 млрд рублей, пояснил Путин. Также он уточнил, что в 2011 году на модернизацию дорог регионы получат 34 млрд рублей.

Это была новость из числа положительных, но вместе с этим в стране продолжало действовать разделение дорог на федеральные, региональные, муниципальные, поселковые и межпоселковые. Уже тогда многие специалисты говорили, что подобное разделение порочно. Пройдет несколько лет, и в стране в нормальном состоянии останутся только федеральные трассы, а съедешь с них — и попадешь на полное бездорожье. Не каждый российский регион может потянуть содержание дорог, большинство живут исключительно за счет дотаций. Что уж тут говорить о районных и поселковых администрациях?

Тогда и прозвучали первые, еще не конкретизированные предложения, что все без исключения дороги в стране под свое крыло должна взять федеральная власть и финансироваться они должны из федерального бюджета по отдельным программам. Иначе… Россия с этой своей бедой — дорогами, о которой писали еще классики, никогда не справится.

Понимание того, что дороги — кровеносные сосуды экономики страны, стало приходить относительно недавно. Появились проекты как, например, «Безопасные качественные дороги», и дело сдвинулось с мертвой точки. Дороги начали строить и ремонтировать, приводить их в нормативное состояние.

«Вечорка» каждый год проезжает десятки тысяч километров, забираясь иногда в такие дебри, «куда Макар телят не гонял». И мы видим, что качество дорог пусть не быстро, но меняется в лучшую сторону.

На своих страницах только за этот год мы написали о большинстве забайкальских «артерий жизни», но дорога до госграницы с Монголией выпадала из поля зрения — не было повода съездить в эту сторону. Но настал и ее черед.

Дарасун — Кыра

«Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» к 2027 году должна быть приведена в нормативное состояние дорога от Дарасуна до автомобильного пункта пропуска через государственную границу с Монголией. Работы начались в 2023 году.

В план 2023 года мы включили ремонт двух самых плохих участков этой автодороги в Дульдургинском районе по 10 километров каждый. Планомерно к 2027 году планируем завершить работы. В том числе будет обеспечен комфортный подъезд туристов к курорту Дарасун.


Дорога регионального значения Дарасун — госграница с МНР включена опорную сеть автодорог России и имеет приоритетное финансирование. К 2027 году в Забайкалье планируется привести к нормативу 85% дорог, вошедших в список опорной сети».

Такую информацию удалось разыскать на сайте Правительства Забайкальского края. Осталось ее проверить.

Опережая события, напишу сразу — дорога стала много лучше той, что была шесть лет назад. Причем ощутимо. Фронтовой вечоркинский «Джимник», полторы недели как вернувшийся с Донбасса и Курской дуги, пролетел ее за шесть часов. Раньше этот путь отнимал значительно больше времени.

Помню, в начале 2010-х годов, чтобы попасть в Кыру к 15:00, нам приходилось выезжать чуть ли не в четыре утра. Все из-за того, что после знаменитого Хапчерангского перевала нормальная дорога заканчивалась, и до Кыры приходилось ползти со скоростью пешехода — выбитый асфальт, а чаще — его полное отсутствие и сплошные ямы и ухабы.

Дорога от Дарасуна до Кыры имеет очень сложный профиль. Ни на одной из забайкальских дорог нет такого количества «тещиных языков». Так в народе называют извилистые и опасные участки дороги. После Дульдурги «языки» идут один за другим.

Неудивительно, что в советское время, когда на всем своем протяжении дорога была грунтовой, путь из Кыры в Читу занимала два-три дня. Поэтому на трассе располагались специальные автостанции со стоянками, заправками и местами для отдыха водителей. Иначе бы редкий автомобиль смог проделать этот путь.

Сегодня таких станций нет, дорога стала много лучше, практически на всем ее протяжении лежит асфальт, а на многокилометровых участках он идеально ровный, но даже при этом хороший японский внедорожник проходит ее за пять с половиной часов. Это также было выявлено «Вечоркой». Дорога все равно остается очень сложной и опасной. Поэтому ее обязательно нужно доводить до ума и затем развивать придорожную инфраструктуру, без нее сегодня никак.

От Дульдурги и дальше

От Дарасуна до Дульдурги дорога находится, что называется, в тонусе. Ты ее как бы даже не замечаешь — она не напоминает водителю о себе ямами или ухабом. Лишь местами.

Доехали до Дульдурги, и если вам надо ехать дальше, то обязательно перекусите в одном из придорожных кафе этого районного центра Агинского Бурятского округа, так как дальше сделать это будет негде. Конечно, в Дорожном и Нарасуне есть столовые (кстати, очень даже неплохие, кормят там очень вкусно, хотя выбор блюд минимальный), но они могут быть закрыты. С нами произошло именно так — обедали и ужинали мы в один присест уже в Кыре в восемь вечера.

Как я написал выше, после Дульдурги начинается самая сложная часть этого маршрута. Сегодня по нему надо ехать вдвойне внимательнее — продолжает работать дорожная техника. Строители ловят последние более-менее теплые денечки, чтобы сделать как можно больше уже в этом году.

Мордой — Кыра

Последний участок дороги, особенно когда едешь из Читы и позади почти четыре сотни не самых легких километров, по определению является самым сложным, а в былые времена сложность участка удесятерялась из-за отвратительного качества дороги.

Но сегодня практически весь участок от Мордоя до Кыры покрыт идеальным асфальтом. Ехать сплошное удовольствие. Если к 2027 году дорога от Дарасуна до Кыры будет такой, то этот маршрут для туристов станет самым любимым среди всех забайкальских. Красоты-то вокруг дороги такие, что у тех, кто видит их впервые, просто сносит крышу. А если поехать от Кыры дальше, то там начинается просто сказочная красота. А еще там золото моют в горах, но обо всем этом как-нибудь в следующий раз.

 Олег ТОПОЛЕВ