В Чите появились промоутеры странного благотворительного фонда

В Чите появились промоутеры странного благотворительного фонда

Волонтер в Чите. Фото корреспондента "Вечорки"

На улицах Читы  появились волонтеры благотворительного фонда «Сильные дети», собирающие на лечение больного ДЦП Артёма Омельченко из Хакасии. Оказалось, что все не так просто — фонд уже несколько раз обвинялся в мошенничестве.

По информации региональных СМИ, в разных городах России в 2019 году появлялись волонтеры этого фонда. В основном это местные подростки. Одеты все одинаково: синяя форма, а в руках прозрачный ящик, в который собирают деньги на лечение разных детей.

Как мы уже отметили, в Чите собирают на лечение больного ДЦП Артёма Омельченко из Хакасии — в 2019 году этому же ребенку собирали деньги в Новосибирске.

По информации 19rus.info, фонд официально зарегистрирован в Новочебоксарске. У организации даже есть свой сайт. Правда, как утверждает агентство, невозможно дозвониться по номеру горячей линии — трубку просто никто не берет. Нет на сайте и никакой отчетности о деятельности фонда, хотя по закону благотворительные организации должны отчитываться за каждую собранную копейку.

Издание также отмечает, что указанный адрес фонда по картам отсылает на пустынную улицу.

Сибирское издание sibmama.ru отмечает, что история фонда началась в 2016 году. Никаких данных об учредителях на сайте нет, однако журналисты «Новой газеты» уверены, что это Сергей Ерощенко и Дмитрий Семенов, хорошо известные по участию в не менее сомнительном благотворительном фонде "Аурея".

Как ведется сбор?

Благотворители снимают офис и набирают людей на работу. Обещая им за работу по 170 рублей в час.

Подробнее можно прочитать здесь. 

Если вкратце, то там молодой человек пытается вывести фонд на чистую воду, описывая, как промоутеров берут на работу и что нужно делать. Волонтеров обрабатывают, наставляя не реагировать на обвинения прохожих в мошенничестве и не верить «сплетням в интернете». Заверяют, что они делают благое дело — помогают лечить детей.

И выпускают их на улицы, в людные места, чтобы собирать деньги. Они говорят заученными фразами и готовы предоставить документы, объясняющие их деятельность.

Реальные ли дети?

А вот дети действительно реальные. По информации издания ngs.ru, диагноз ДЦП трёхлетнему Артёму поставили в абаканской больнице через год после рождения. Мама ребёнка Мария Омельченко живёт без мужа в посёлке Копьёво. Не работает — всё время уходит на поиск денег для лечения сына через различные фонды. В августе 2018 года начала сотрудничать с чувашским БФ «Сильные дети».

Она рассказала изданию, что на каждого ребёнка у них идёт два города. У них сначала был Абакан и Красноярск, а недавно ей позвонили, сказали, что Абакан убрали, а поставили Новосибирск.

- Они меня предупреждали сразу, когда из фонда звонили первый раз, что у них необычный сбор средств: не просто так на сайтах, а по улицам [промоутеры будут] ходить. Но мне какая разница, как они будут собирать, главное, чтобы они моему ребёнку помогли. <…> Говорили многие, что они могут там себе что-то ложить на карман, там ещё что-то. Но главное, что они мне быстро закрывают счёт: не год, не два, ни три, а в течение трёх-четырёх месяцев. И я еду лечить своего ребёнка. <…> А как там что у них происходит, я не знаю – рассказала она.

Отметим, что материал на сайте ngs.ru вышел 2 июня 2019 года, а на дворе уже июль 2020.

В материале издания рассказали, что, по словам Омельченко, за всё сотрудничество с «Сильными детьми» ей уже дважды перечисляли деньги: один раз почти 182 тысячи рублей, второй — чуть больше 185 тысяч.

- Каждая сумма тратится на 3–4 недельную реабилитацию ребёнка в медцентре «Сакура», который находится в Челябинске. Сейчас в БФ на Артёма собирают 200 тысяч рублей. В челябинском медцентре «Сакура» подтвердили, что Артём Омельченко с диагнозом ДЦП у них действительно проходит лечение. Этот же ребёнок числится в списке детей на странице фонда «Сильные дети» соцсети «ВКонтакте». Правда, там напротив имени Артём Омельченко общая сумма всей оказанной помощи обозначена всего в 21 тысячу рублей, - сообщает издание.

Что касается сбора денег через такие прозрачные коробки, то все российские благотворительные организации, входящие в Ассоциацию «Все вместе», подписали специальную декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки.  В документе говорится о недопустимости сбора наличных денег в коробочки с помощью волонтёров или промоутеров.

- При таком методе сбора денег возможны злоупотребления, собранные средства никем не учитываются. Поэтому уважающие себя фонды так деньги не собирают. <…> Таких «коробочников» можно изгнать из региона только путём широкой огласки их деятельности, - рассказала изданию руководитель новосибирского бюро «Русфонда» Екатерина Кузнецова.

По словам председателя одного из благотворительных фондов Красноярска, у ящиков благотворительных фондов не может быть ног, потому что на каждый благотворительный ящик у организации должен быть договор, в котором прописаны порядок выемки денег и порядок контроля. Те, кто ходит по улице с ящиком для сбора средств на благотворительность, — мошенники.

Такие организации, собирающие наличные с помощью промоутеров, даже если и перечисляют деньги настоящим больным, никто не знает, сколько от собранного достаётся больному, а сколько - кураторам.