Ментовские войны - новый проект "Вечорки". Как милиция стала полицией

Ментовские войны - новый проект

Секреты и тайны массовой аттестации 2011 года.

Российская полиция пару недель назад отметила свой первый юбилей. 10 лет назад — 7 февраля 2011 года — тогдашний Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О полиции».

Документ предусматривал проведение внеочередной переаттестации всех (поголовно) сотрудников органов внутренних дел. Она началась 1 марта и заканчивалась 1 июля того же года. Так на смену милиции пришла российская полиция, окончательно начавшая свою историю 1 января 2012 года.

Прошедшее десятилетие — хороший и знаковый повод обратить внимание на процессы, происходящие внутри главного правоохранительного органа страны. Сегодня «Вечорка» начинает новую рубрику — «Ментовские войны».

О чем речь?

Полиция является самым многочисленным, но далеко не единственным правоохранительным органом страны. Наши с вами покой и мирный сон в общей сложности берегут около десятка различных силовых структур. Наивно полагать, что в них служат какие-то супермены, живущие в своей параллельной реальности и заточенные исключительно на борьбу с разномастным беззаконием и преступностью. На самом деле это не так. Силовики — это не более чем слепок российского общества. Они, хотя и заточены на выполнение вполне конкретных правоохранительных задач, являются обычными людьми. Логику их поступков часто определяют не нормы законов, уставов и должностных инструкций, а набор вполне человеческих страстей — чувство справедливости, зависть, обида или куча других принципов. Исследованию процессов, происходящих внутри силовых органов, и посвящена наша новая рубрика.

В проекте под названием «Ментовские войны» мы будем рассказывать о закулисной стороне работы забайкальских силовиков, пусть и не всегда благовидной, но зато искренней и настоящей. «Вечорка» уважает работу сотрудников правоохранительных органов — мы всегда будем находиться на стороне закона. Но надо понимать, что борьба с преступностью не делается в белых перчатках. Часто этот процесс сопровождают не всегда благовидные вещи. Об этой, незаметной стороне милицейско-полицейской жизни, которая никогда не становится и не станет частью официальной пропаганды, но без которой не мыслимы наши силовики, «Вечорка» и будет рассказывать.

История большого хаоса

Переаттестация милиционеров в полицейских в Забайкалье, как и любая крупная кампания, проходила в атмосфере почти тотального и плохо управляемого хаоса. Нутром все понимали, что ее конечной целью в первую очередь было не сокращение регионального УВД, а очищение его рядов от разного рода проходимцев. Однако как организовать этот процесс на практике, до конца не понимали ни кадровики, ни сотрудники ОСБ, ни тогдашний начальник управления генерал-майор Ларионов. Работа реально была титанической. В кратчайшее время предстояло перелопатить личные дела 10 с лишним тысяч сотрудников, которые в 2011 году числились в рядах забайкальской милиции.

Худо-бедно, но запустить процесс удалось. Была сформирована краевая аттестационная комиссия, в состав которой, по логике вещей, вошли самые уважаемые офицеры, служившие моральным примером для остального личного состава. Ее членов переаттестовывали в самую первую очередь.

Забыть о прошлом

Аттестационная комиссия приступила к своей работе. В регионе начали появляться первые полицейские. Вдруг, как гром среди ясного неба, приходит информация, что у заместителя предстателя комиссии полковника Юрия Денисова (заместитель начальника УВД — начальник милиции общественной безопасности) есть криминальное прошлое. На проверку тревожной информации зарядили сотрудников отдела собственной безопасности. Факты вскоре подтвердились.

Оказалось, что в 1994 году милиционер Денисов вместе с коллегой по службе перегнули палку в прессовании подозреваемого в краже. Его вывезли на берег реки, избивали и жгли руки сигаретами. История закончилось судебным приговором — условный срок и лишение специального звания капитана милиции.

Дальше началось самое интересное. Приговор — несколько страниц еще машинописного текста — в архиве суда нашли довольно быстро. А вот в Информационном центре регионального УВД, где хранится информация о наличии судимости в отношении всех жителей Забайкалья, информации о судимости фигуранта почему-то не нашлось. Сведения явно кто-то старательно подтер. оэсбэшники быстро выяснили, что в 2000-е годы начальником ИЦ был… сам будущий полковник Денисов.

Дело начинало пахнуть жареным. Было совершенно очевидно, что с таким криминальным бэкграундом зампредседателя аттестационной комиссии не имеет морального права определять профессиональную судьбу сотрудников. Вместе с тем шум поднимать тоже было нельзя. Состав комиссии был утвержден и согласован с МВД России и администрацией губернатора Забайкальского края (в то время регион возглавлял Равиль Гениатулин, если кто не помнит — авт.). От греха подальше полковника Денисова пришлось уволить из органов.

Забыть о прошлом — 2

Описанная история стала самым вопиющим, но далеко не единственным всплывшим фактом застарелого криминала. В основном люди, информация о чьих старых уголовных делах становилась достоянием аттестационной комиссии, уходили сами, не дожидаясь окончания аттестации. Благо почти все к 2011 году имели право на пенсию.

Некоторых ответственность за прошлые делишки настигла уже на гражданке. Например, за отставным полковником милиции Амиряном, которого криминальный авторитет Ведера в своем недавнем выступлении в Забайкальском краевом суде фактически обвинил к причастности к заказному убийству депутата Баранова (убит в феврале 2005 года — авт.), пришли в 2016 году.

Андраник Амирян. Кадр из сюжета ЗабТВ 

Его обвиняли в соучастии в разбое, но потом почему-то сняли все обвинения. В ходе аттестации он реально рассматривался на должность начальника УМВД по городу Чите. Потом, возможно, всплыли старые делишки и связи с бандитами. Шум тоже не поднимали. Летом 2011 года Амирян был в числе 20 с лишним полковников, которых с почестями проводили на заслуженный отдых.

Что дальше?

Как полиция искала украденный ноутбук с видеофайлом, на котором следователь СКР избивает подозреваемого? Куда ушел пистолет, найденный у убитого авторитетного предпринимателя Максимова? Кто вынес из здания УБОПа флэшку с 6000 файлами служебной документации, и как она потом оказалась у бандитов? Как гаишники продали на запчасти машину пьяного водителя? Как раскрыли убийство в вытрезвителе на ул. Шестиперова? Обо всем этом и многом другом читайте в следующих выпусках проекта «Ментовские войны».

Аслан ПЛИЕВ