На фото: задержание одного из членов банды. Предположительно - Макеева.
В 2016 году в Чите были осуждены участники банды сутенеров, более десяти лет державшей фактически весь нелегальный рынок проституции в Чите. Лидер группировки Алексей Макеев, заключивший со следствием досудебное соглашение, получил 5,5 лет лишения свободы. Всего по делу прошло 26 человек. Им вменялись две статьи УК РФ: 210 (создание преступного сообщества) и 240 (вовлечение в занятие проституцией).
Рассказывают, что дело о создании целой империи «клубнички» было столь огромным, что для того, чтобы его напечатать, следствию пришлось заключать специальный контракт с типографией — казенная оргтехника уже не справлялась. Только в обвинительном заключении было около 4000 листов.
Естественно, столь разветвленная сеть по оказанию интимных услуг не могла обойтись без милицейской/полицейской крыши. И она у банды сутенеров была. Вот только ни один из проститутских кураторов в итоге под суд не попал, но обо всем по порядку.
Полет «ночных бабочек»
Империю проституции в Чите в 2008-2009 годах выстроил главарь ОПГ ранее судимый Алексей Макеев. Правой рукой и «соучредителем банды» стал сутенер Артур Лобов. Они завлекли в незаконную деятельность еще 24 читинца. Они выполняли функции сутенеров, охранников и водителей. Кстати, фирменным транспортным почерком группировки стала перевозка девочек на подержанных микроавтобусах марки Honda Stepwagon серого цвета.
За короткий период с ювелирной точностью была отлажена работа почти 80 проституток, включая нескольких несовершеннолетних девушек. Звонки клиентов принимались на 18 мобильных телефонов, в основном с «золотыми» номерами — с 3-4 и даже пятью одинаковыми цифрами. Этими номерами долгое время пестрели рубрики «Досуг» почти во всех рекламных еженедельниках. В рекламу, кстати, деньги реально вваливались миллионные.
Макеевские путаны работали почти во всех гостиницах и саунах Читы. Только в уголовное дело вошла информация о 24 подобных точках. В реальности их было гораздо больше.
«Клубничка», по подсчетам следователей, которые потом занимались делом банды сутенеров, приносила не менее 200-300 тысяч рублей. В день. Преступные доходы активно легализовывались. На них скупались СТО, небольшие хостелы и фирмы автоэвакуаторов. Чтобы держать набранные темпы маржинальности своего бизнеса, членам группировки приходилось почти постоянно вести поиск девушек для своей империи. Текучка кадров была актуальна и для них — кадры приходили активно, но столь же активно и разбегались.
Ставка делалась на тех, кто испытывал денежные трудности и кто подпадал под почти классическую схему «приехала поступать в город, не поступила, пришлось идти на панель». Им предлагалось бесплатное проживание в съемных квартирах в Чите и даже некие подъемные. В ряде случаев сутенеры, как говорят, даже оплачивали своим будущим работницам бесплатный проезд из глубинки Забайкалья и Бурятии.
Наказание за строптивость было жестким. Девушек, которые отказывались работать или проявляли строптивость, сутенеры избивали и обстреливали из травматических пистолетов. Одной проститутке сломали палец, другую (видимо, в нагрузку) заставляли бесплатно заниматься оральным сексом с сутенерами, охранниками и водителями.
Группировщиков брали шумно и резонансно в октябре 2014 года. Для силовой поддержки спецоперации привлекалось большое количество бойцов ОМОНа и СОБРа. Привлечение спецназа было обоснованным — многие члены ОПГ имели огнестрельное оружие, правда, на легальных основаниях.
Уже после задержания выяснилось, что в доле у Макеева и его людей были тогдашние руководители служб безопасности гостиниц «Забайкалье» и «Монблан». Они получали свой процент от гонораров проституток, работавших на их территориях. Помощь сутенерам также оказывали несколько на тот момент действовавших сотрудников полиции. О них предлагаем поговорить более подробно.
Сначала была стрельба…
С расследованием дела Макеева совпало задержание начальника Ингодинского отдела полиции Романа Банщикова и заместителя начальника Железнодорожного отдела Алексея Чебунина. Офицеров, вышедших из уголовного розыска, обвинили в покровительстве преступной деятельности Макеева и его людей. Задержание двух высокопоставленных сыщиков сильно взволновало их коллег. Рассказывают, что один из полковников, ныне проходящий службу за пределами Забайкальского края, пытался всеми правдами и неправдами узнать, какие показания дали задержанные и не назвали ли они случайно его фамилию. Но тревога оказалось ложной. Кроме задержанных в материалы уголовного дела попал только один человек из органов — на тот момент уже бывший сотрудник милиции Андрей Дианов. Хотя совершенно очевидно, что людей в погонах вокруг банды сутенеров паслось гораздо больше.
По информации источников «Вечорки», связь сутенера Макеева с сотрудниками на тот момент еще милиции достоверно установили фактически случайно. В середине 2000-х годов на улице Промышленной произошла драка, перетекшая в перестрелку. В ходе нее житель Читы Алексей Макеев несколько раз выстрелил из помпового ружья. Никто не пострадал, но происхождение оружия, которое оказалось легальным, очень сильно заинтересовало правоохранительные органы. Выяснилось, что, будучи ранее судимым, сутенер никак не мог законным образом получить разрешение на оружие. Когда подняли разрешение на оружие, выяснился еще один момент. Макеев хранил ствол не по тому адресу, где был зарегистрирован, что является нарушением. При отработке этих странностей в органах лицензионно-разрешительной системы всплыло, что прямое указание о том, что нужному человеку надо выписать разрешение на оружие, отдавал будущий полковник Банщиков. На момент выдачи огнестрела он работал начальником службы криминальной милиции в ОВД Читинского района. Затем по цепочке от Банщикова вышли на других сотрудников, которые проявляли нездоровый интерес к империи Макеева и его сутенеров. Выяснилось, что некоторые из них умудрялись даже ездить в форме на бандитские «стрелки» в интересах своих подопечных.
Впрочем, в доказательную базу вся эта оперативная информация так и не перевоплотилась. Для привлечения их к уголовной ответственности не хватило конкретики.
Банщикова и Чебунина удалось посадить в СИЗО, где они провели по восемь месяцев, но в итоге уголовное дело в отношении них было прекращено в связи с истечением срока исковой давности. Из органов они ушли по собственному желанию, и сейчас оба являются пенсионерами полиции. Кстати, уже на свободе и лидер сутенерской империи. Пять с половиной лет уже прошли.
Аслан ПЛИЕВ
Фото: Яндекс