Как и почему в центре Читы убили криминальных авторитетов Ключевского и Жарова

Как и почему в центре Читы убили криминальных авторитетов Ключевского и Жарова

Это единственное из громких убийств в Забайкалье, вещественные следы которого можно разглядеть полтора с лишним десятилетия спустя. Речь идет о расстреле авторитетных бизнесменов Константина Ключевского и Евгения Жарова, совершенном 26 мая 2005 года у входа в городское управление архитектура по улице 9-го января.

Еще совсем недавно можно было найти следы от автоматных очередей на месте громкого преступления. Но как все начиналось? Кульминацией какой драмы стали события того майского четверга далекого 2005 года? И когда в этой истории произошла долгожданная развязка? Собрав воедино все общеизвестные факты, «Вечорка» сегодня напомнит о тех событиях, о которых в свое время без остановки говорил реально весь город.

 

Страшное утро

Если смотреть чисто фактологическую сторону дела, то все было как в настоящем боевике. Утром 26 мая 2005 года Ключевский и Жаров, которых в криминальном мире Забайкалья часто называли за глаза Ключ и Жаровский, с охранником и двумя сопровождающими на двух машинах прибыли к зданию городского управления архитектуры и градостроительства. Надо было согласовать вопрос строительства нового торгового павильон на территории принадлежащего им Центрального рынка по улице Бабушкина. Он давно построен и успешно работает прямо на троллейбусной остановке у стен рынка. Приехали они по-хозяйски. Темный «Крузак» Ключевского нагло припарковался прямо на тротуаре возле входа в здании. Внутри деловые партнеры, известные к тому времени по обе стороны закона как лидеры хорошо организованного ОПС «Ключевские», пробыли около 30 минут. На крыльце они попали по шквальный огонь двух автоматов. Убийцы, выскочившие из синей «Тойоты-Спринтер», примчавшейся со стороны улицы Ленина, пуль не жалели. В итоге Жаров погиб сразу. Ключевский, поймав четыре пули, проживет около пяти минут. Еще один их спутник получит ранение средней тяжести. Охранник не пострадает и даже попробует стрелять вдогонку бешено умчавшемуся «Спринтеру». Только будет уже поздно. Кровавое дело будет сделано.

Примечательно, что, несмотря на ранний час, улица в момент стрельбы пустынной не была. В архитектуру шли сотрудники и посетители. Когда вокруг засвистели пули, одна женщина инстинктивно упала на четвереньки и в таком виде вползла в здание. Машину, на которой скрылись убийцы, через час обнаружат брошенной и сгоревшей неподалеку от частного дома по ул. Чкалова, 92. Автоматы калибра 5,45 миллиметра преступники увезли с собой. Госномера с машины были сняты.

Составить фоторобот убийц по горячим следам не удалось. Хотя определенные зацепки все-таки были. В частности, многие очевидцы запомнили, что одним из стрелков была… женщина. Правда, впоследствии выяснится, что на стрелке был парик светлого цвета.

 

Раскрытое нераскрытое убийство

Долгое время расстрел Ключевского и Жарова, которых в криминальном мире Забайкалья за их плотное телосложение часто называли «толстяками», официально считался нераскрытым. Хотя для знающих людей все было ясно с самого первого дня. Уже тогда сыщики, 99,9 процента которых сегодня пребывают в рядах пенсионеров, шептались, что убийство это — дело рук некоего Владислава Телкина (Телыч) и ряда молодых членов «Ключевской» бригады, которым к тому времени стало не по пути со своими лидерами.

Однако конкретно предъявить им было нечего. И на долгие годы убийство двух авторитетов зависло в числе «глухарей». Лишь в 2017 году, когда читинские оперативники задержат Телкина в его дорогом коттедже во Владимирской области, а он неожиданно для всех вдруг заключит сделку со следствием, дело сдвинется с мертвой точки. Выяснится, что за убийством действительно стояли те, на кого изначально и думали. Речь шла о молодой поросли «Ключевских», которая на тот момент уже тяготилась лидерами и была не прочь начать свою полностью независимую игру. Это были уже упомянутый Владислав Телкин, Андрей Стрыжов, Иван Дяжур, Александр Кудрявцев, Игорь Дегтярев и Алексей Гуськов. С ними в тесной спайке был Дмитрий Непомнящий. Всем им на тот момент было от 29 до 32 лет.

Начинали они в бандитской бригаде, но к 2005 году все имели более-менее официальный статус легальных предпринимателей, а Гуськов и Непомнящий и вовсе были депутатам. Первый заседал в Читинской городской Думе. Второй был одним из перспективных народных избранников в парламенте Читинской области. Постепенно их задержат, а потом осудят. И теперь об их мотивах можно говорить вполне открыто и официально.

 

Приговор своим лидерам

Если верить официальным источникам, то черная кошка между лидерами «Ключевских» и молодой порослью группировки пробежала в начале 2005 года, когда в бандитских кругах появилась информация, что Ключевский и Жаров причастны к убийству бывшего бригадира группировки Леонида Калинина по кличке Калина. Оно было совершено в мае 2004 года на улице Забайкальского рабочего. Почти штатному киллеру «Ключевских» Владиславу Телкину, который водил дружбу с покойным, эта информация решительно не понравилась, и он решил Ключевскому, как говорят в их кругах, предъявить. Рассказывают, что в апреле 2005 года на дне рождения у последнего (45 лет) Телкин с Ключевским даже чуть не подрались. Это стало точкой невозврата. Как гласят материалы уголовного дела, в конце апреля 2005 года в сауне загородного дома Телкина в поселке Антипиха собралась вся молодая поросль «Ключевских». Это сам Телкин, Непомнящий, Тюменцев, Кудрявцев, Дяжур, Гуськов и Дегтярев. Разговор на правах хозяина начал Телкин. Он с ходу предложил отомстить вожакам за убийство Калинина, с которым у всех присутствующих были вполне нормальные отношения. С ним сначала не согласились. Большинство предлагало просто выйти из группировки. В итоге после нескольких часов тяжелого разговора собравшиеся все-таки пришли к единому мнению. Под необходимостью расправы над теперь уже бывшими лидерами подписались все.

Непосредственным организатором убийства вызвался быть Телкин. После этого началась кропотливая бандитская работа, в которой были задействованы все вышеназванные персонажи.

Хотя непосредственно на дело на вышеназванном «Спринтере» поехали трое. За рулем сидел Дяжур, в миру соучредитель одного из ЧОПов. В салоне с двумя автоматами расположились Владислав Телкин, в миру работник Центрального рынка, и Андрей Стрыжов, возглавлявший небольшую фирму, связанную с алкоголем. Еще один член группировки с биноклем сидел на крыше соседней пятиэтажки, сообщая расстрельной бригаде обо всех передвижениях их жертв.

Около 9 часов утра раздались первые выстрелы. Киллеры довольно профессионально поделили цели. Телкин стрелял в Ключевского. Стрыжов метил в Жарова. Через несколько минут они запрыгнули в машину, и она рванула вверх по улице 9-го января. Между домами по ул. Чкалова, 92, и Бабушкина, 89, их на другой машине ждал Гуськов. Рассказывают, что он был в строгом костюме и со служебным удостоверением депутата Читинской городской Думы в кармане. В тот день как раз было ее пленарное заседание. И он даже успеет на него (!), доставив участников расстрела в конспиративный гараж в районе Кенона, а потом, как ни в чем не бывало, поехав выполнять свои депутатские обязанности.

 

Судебная точка

Итог этой истории для ее выживших участников будет печальным. В 2020 году судебная система Забайкалья нанесет по ним свой разящий удар. Правда, ответили они не только за расстрел своих криминальных вожаков, а за убийства в общей сложности 12 человек, к которым бандиты в различном групповом сочетании приложили свои руки, начиная еще с середины 90-х годов.

Экс-депутатов Гуськова и Непомнящего приговорили, соответственно, к 23 и 25 годам лишения свободы. Остальные четверо фигурантов — Дяжур, Кудрявцев, Дегтярев и Тюменцев — получили от 19,5 до 25 лет колонии строгого режима.

Всех шестерых участников банды обвинили в бандитизме (статья 209 УК) и убийствах (статья 105 УК). Также всем, кроме Гуськова, вменяли похищение человека (статья 126 УК).

Телкина, как заключившего досудебку, судили отдельно. Приговор по его делу Центральный районный суд Читы озвучит лишь в апреле 2021 года.

Итог кровавой деятельности группировщика, на совести которого 13 загубленных жизней, составил 24 года и 6 месяцев лишения свободы. Столь суровый приговор он получил по той причине, что суд счел, что он нарушил условия досудебного соглашения.

 

Аслан ПЛИЕВ

Фото из архива «Вечорки»