Август. Арахлей. Взрыв.

  • 5 окт. 2022 г.
Август. Арахлей. Взрыв.

История одного очень громкого покушения 15-летней давности

 

11 августа 2007 года. Суббота. 15 часов 30 минут. Пляж озера Арахлей около села Преображенка. Этот момент времени мог стать последним для весьма большого количества людей. Здесь должен был прозвучать взрыв, направленный на конкретного человека, но неминуемо бы наделавший огромное количество бед. Точнее говоря, взрыв все-таки прозвучал. Но по неопытности взрывников, закопавших ведро со взрывным устройством слишком глубоко в землю, смертельный сгусток поражающих элементов раскрылся высоко над головами у отдыхающих. Никого даже не ранило. Только оглушило.

 

Давайте вспомним эту громкую (в прямом смысле слова) историю, жертвой которой должен был стать криминальный авторитет Игорь Осинцев по прозвищу Осина.

 

 

Крайний визит, который мог стать последним

Как говорят вообще все источники, к лету 2007 года история ОПС «Осиновские» как некоего криминального бренда Забайкалья подходила к своему закономерному финалу. Нет, название преступного сообщества фигурировало довольно часто, а его участников на свободе было еще очень много. Просто к этому времени между лидерами самой известной преступной группировки (а потом сообщества) — двумя Игорями — Осинцевым (Осина) и Мельничуком (Красный) — окончательно и бесповоротно пробежала черная кошка. Осина все более тяготился общими делами и даже почти перебрался в Белокаменную, где занимался легальным бизнесом. Красный разрывался между Читой и Москвой, между должностью председателя Федерации бокса Сибирского федерального округа и делами чистого криминала. Все понимали, что двум медведям общий бизнес рано или поздно станет тесным, как та фольклорная берлога. И из них останется кто-то один. То, что кровь не могла не пролиться, было ясно хотя бы потому, что в окружении и того, и другого авторитетов хватало заправских убийц. С Осинцевым осталась группировка «Меценатовских» во главе с Дмитрием Ведерниковым (Ведера). Красному-Мельничуку отошли молодые и отмороженные боксеры, которыми верховодил Дмитрий Антипин (Антип).

Схватка могла случиться гораздо раньше, но вот Осина весьма долгое время в Чите не показывался. Рассказывают, что в Чите он появился лишь незадолго перед Арахлейским взрывом для того, чтобы уладить дела, связанные с продажей своей фешенебельной, в несколько уровней, квартиры на улице Нечаева. Фактически это мог быть крайний его визит в Забайкалье, после которого возвращаться на малую родину ему не было никакого смысла. Городскую суету решили смыть на Арахлее. Компания набралась большая. Помимо самого Осинцева с семьей, родней и охраной на базу «Читаспецстроя» съехались верные ему члены группировки и знакомые предприниматели. Часть из них с семьями, часть в одиночку. Было много детей. Надвигалась суббота, 11 августа.

 

Ведро с болтами

Как описывает события в своей книге «Зеркало» преступный авторитет Дмитрий Ведерников, ставший непосредственными свидетелем взрыва, аккурат перед ним он убеждал Осинцева либо нанести по группе Мельничука-Красного упреждающий удар, либо хотя бы переговорить с бывшим компаньоном, убедив того, что знает коварные планы последнего учинить расправу. Договорить не дал страшный грохот. Обоих мужчин зашвырнуло взрывной волной в озеро. Когда гул в ушах прошел и стало ясно, что погибших и раненых на базе нет, Осинцев остался ждать приезда сотрудников правоохранительных органов. А Ведерников сорвался в Читу. Действовать. Известно, что он приказал нескольким парням из молодой поросли «Меценатовских» мчаться к посту ГАИ на выезде из Читы в сторону Арахлея, встать на обочине и снимать весь транспорт, возвращающийся в город со стороны озер. Авторитет вполне резонно считал, этим маршрутом в послеобеденное время едет немного машин, а киллер (или киллеры) просто обязаны будут после взрыва вернуться в Читу. Предположение, как потом выяснится, окажется совершенно правильным. Парни срисовали «Тойоту», на которой часто на свои неблаговидные дела выезжали подручный Красного Антип и его люди. Подозрения в его адрес, которые успели обсудить еще на Арахлее Осинцев и Ведерников, усилились.

Последней каплей стала личная встреча Ведерникова и Антипина в лесу за стадионом СибВО. Как потом напишет Ведера, «Антипа выдали его бегающие глаза».

Были и более веские доказательства. По словам источника «Вечорки» в среде отставных силовиков, на одной из соседних баз незадолго до взрыва видели трех молодых людей с биноклями. Свидетели опознают в них самого Антипина и его верных оруженосцев Пономарева и Загрудинова.

Если говорить о самом взрыве, то его мощность специалисты МЧС впоследствии оценят в 800 граммов в тротиловом эквиваленте. Ведро с гайками и болтами улетит на высоту пятиэтажного дома. Их потом сотнями будут находить на соседних базах. Бомба, судя по всему, была активирована с помощью радиовзрывателя.

Целью № 1, разумеется, должен был стать сам Осинцев. Убийства кого-либо из «Меценатовских» или других членов его группировки приветствовались. На сопутствующие жертвы среди женщин и детей обращать внимание никто изначально и не планировал.

Сегодня уже трудно сказать, было ли все это прямым указанием Мельничука-Красного или же он просто не возражал против такой кровавой самодеятельности своих подельников. Однако бесспорно, что о готовящемся убийстве неограниченного круга лиц он прекрасно знал.

 

Выстрелы в гараже

После того как сотрудники правоохранительных органов покинули место взрыва, Осинцев решает лично переговорить с Антипиным. Он приглашает его прямо на базу, которую тот несколькими часами раньше пытался взорвать. Молодой боксер сначала отказывался ехать, а потом, посовещавшись с Красным и поняв, что отказ от разговора может выдать их с головой и создать еще большие проблемы, все-таки решается ехать. С собой он берет все тех же Пономарева и Загрудинова, в обществе которых днем его уже видели на Арахлее. Ехали, ничего не боясь, резонно предполагая, что на базе, где полно народу, чинить с ними разборки никто не будет. Парни просчитались.

Осинцев, который, что самое интересное, действительно хотел только поговорить, услышал от Антипина хладнокровное признание в организации покушения и в сердцах застрелил Антипа, с которым разговаривал в гараже базы отдыха в ночь с 11 на 12 августа. Его подручных убили уже целенаправленно. Тела погрузили в багажник серебристого «Крузака», на котором только что приехали на озеро из Читы погибшие. Спрятать трупы и машину Осина попросил Ведерникова и его парней. Примчавшись из города, «Меценатовские» увезли тела боксеров в село Беклемишево и там сожгли в заброшенном коровнике. Машину якобы Ведерников в ночь угнал в Улан-Удэ и подешевке продал кому-то из тамошних бандитов, с поправкой на явный криминал, срочность и следы крови в багажнике. Звучит довольно лихо, но на правду очень похоже. Так закончилась история взрыва на озере Арахлей, жертв которого при другом раскладе могло быть гораздо больше.

 

Аслан ПЛИЕВ

Фото из архива «Вечорки»