«Золотое» отопление в Забайкалье

  • 19 февр. 2025 г.
«Золотое» отопление в Забайкалье

Фото автора

Февраль — солнечный предвестник весны. Ночью еще по-настоящему морозно, а днем солнце уже согревает. Недаром этот месяц называют «бокогреем». В забайкальском календаре февраль — это время заготовки дров. Ими будут топиться только в следующем отопительном сезоне: настолько сурова забайкальская зима, что к ней готовятся не летом, а почти за год вперед. 

Помню, в детстве у мальчишек-одноклассников уже в феврале были загорелые лица — только лбы оставались белыми, солнечные лучи не могли проникнуть под ткань шапок, когда они на морозе с отцами рубили лес. Во всех сельских дворах в это время весело и громко гудели бензопилы «Дружба», а на улицах пахло свежими опилками. Отец и братья лихо управлялись с полешками, рубили дрова и бросали их в высокую кучу. А потом мы всей семьей складывали их в поленницы. К следующей зиме они просыхали и становились пригодными для топки, чтобы обогревать дома в любые морозы.

"Золотые" дрова

Ничего не изменилось и теперь. Также пилят и рубят дрова в селах и в городах — для частного сектора. Только отопление становится в нашем регионе с каждым годом все дороже и дороже, буквально золотым.

Лесорубы выписывают лесобилеты. Лесосеки, как известно, в последние годы распределяют им далеко от населенных пунктов — нужно ехать, тратить солярку, а горючка в Забайкалье дорогая, цены — одни из самых высоких в России. Труд этот тяжелый и довольно опасный. Себестоимость дров складывается из этих факторов — себе в убыток никто работать не станет, а значит, и продают дрова дорого.

«Самый маленький кузовок — 8 тысяч рублей, большая машина ЗИЛ — 20 тысяч. А мне на зиму надо две больших машины», — сообщает пенсионерка из Баляги. Пенсия у нее 16 тысяч. Как накопить сорок тысяч для того, чтобы просто не замерзнуть зимой?

Очень много видео и фото отправляют в «Вечорку» бойцы СВО с территории бывшей Украины. Например, январе в Донецкой области плюсовая температура, трава зеленеет, стоят лужи — теплынь. Только в начале февраля выпал снег и держится несколько дней. Благодатные земли, да еще и газоснабжение везде. А у нас, чтобы пережить зиму, нужно копить полгода деньги и терпеть четыре месяца обжигающие морозы. Не пора ли ввести какие-то субсидии для отопления в Забайкалье?

Не дешевле дров стоит и уголь — тонна стоит около 5-ти тысяч рублей.

«На год нам нужно 7 тонн, плюс тележка дров 14-16 тысяч. Итого — 50 тысяч рублей на отопление дома в год», — рассказала жительница села Застепь Екатерина.

Отопление углем становится экологической катастрофой для Читинского района и Читы — в облаках черного угара тонут села Засопка, Смоленка, микрорайон Добротный и все близлежащие населенные пункты. Дышать там нечем. 

Непосильные тарифы

Пережить зиму — подвиг не только для селян. К отопительному сезону власти края готовятся спустя рукава, и каждую зиму жители благоустроенных домов замерзают в своих квартирах. Вспомним, только за два месяца этой зимы оставались без отопления дома в Кокуе, Большой Туре, Борзе, Краснокаменске и Чите.

Непосильными стали тарифы на жилищно-коммунальные услуги и, в частности, на отопление. Если в Чите за отопление в квартире в 60 квадратных метров тариф составляет 3,5 тысячи руб. в месяц, то в Могзоне — 10 тысяч, в Атамановке — 11, в Новой Куке — 6. Где людям брать такие деньги, когда пенсии 16 тысяч, а зарплаты — 30?

«С июня 2024 года подняли тариф на отопление с 9250 рублей до 11100 — сразу на 18%», — говорит Елена, жительница Атамановки. Она не раз обращалась с вопросом о высоких ценах на ЖКУ в прокуратуру, РСТ и даже на «прямую линию» с Президентом РФ В.В. Путиным.

Сотрудники Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края отправили Елене письменный ответ: «При формировании тарифов на тепловую энергию учитываются не только характер местности и территориальное расположение котельной, но и климатические условия, при которых осуществляется выработка тепловой энергии». Видимо, в Чите и Атамановке климатические условия сильно отличаются.

А разницу тарифов в этих населенных пунктах РСТ объясняет так: «Себестоимость тепловой энергии, производимой котельными в некомбинированном режиме, на 50% превышает стоимость тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме. Степень изношенности сетей и оборудования тоже влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии». Вот как, оказывается. Попробуй в таком ответе разберись. Понятно лишь одно, что население платит не только за тепловую энергию, но и за ремонт системы отопления.

С 1 июля 2025 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги в России вырастут в среднем на 11,9%. Платежи за газ увеличатся на 10,3%, за электроэнергию — на 12,6%.

Однако рост тарифов не будет одинаковым по всей стране и будет зависеть от решения местных властей. Например, наиболее высокий рост платежей за коммунальные услуги ожидается в Пермском крае — до 21,1% и в Архангельской области — до 20%. В Амурской области повышение будет менее заметным и составит лишь 8,6%. В столицах рост также будет ощутим: в Москве тарифы вырастут на 15%, а в Санкт-Петербурге — на 14,6%.

Точный размер повышения в конкретном населенном пункте станет известен позже, когда региональные власти утвердят новые тарифы с учетом предельных индексов от федерального правительства.

Елена МУРАТОВА