Создавая рай

Создавая рай

На фото: Утренняя рыбалка

Каждый человек должен оставить после себя след. Кто-то пишет книгу, кто-то строит дом, кто-то оставляет своим детям бизнес-империю. Но есть и такие люди, чей след в этом мире останется на многие годы. Такие люди создают целые экосистемы, существующие по своим законам и правилам.

Макарыч. Озеро.

Поезжайте по федеральной трассе «Амур» в сторону села Знаменка. Чуть дальше будет отворот на Нерчинск, сворачивайте на него. Где-то на середине пути, прямо между селом Березово и поселком Заречный, будет асфальтированный спуск, который быстро сменяется укатанной машинами тропинкой — сначала она идет вдоль трассы, а затем уходит влево. По днищу машины скребет высокая трава.

Если вы все сделали правильно, то уже через несколько минут вы заедете на большую огороженную территорию, где на входе стоит небольшая будочка. Вас встретит жена хозяина — Валентина Ивановна. Привезите ей сканворды и свежих газет — она будет очень благодарна.

Уже отсюда видно большое спокойное озеро, раскинувшееся в низине. Хозяин озера где-то там, чуть ниже, прямо напротив небольшого соснового леса, стоящего на вершине холма.

Вениамин Макарович — хозяин — подготавливает для вас место. Косит высокую траву, чтобы было где поставить палатку, собирает мусор, который бросили невежественные гости, вежливо приветствует и напоминает, что алкоголь распивать нельзя — правило строгое и карается запретом на посещение.

Озеро же тихо живет своей жизнью, пока вы располагаетесь. Тут и там слышны негромкие плески рыб, на небольшом отрезке земли посреди озера сидит цапля — долго и почти бесшумно. Приехавшие раньше вас рыбаки уже расположились на другом берегу.

На фото: Ставшая местной обитательницей цапля

Здесь вы не услышите громкой музыки, пьяных криков и других шумов — на все это можно жаловаться, когда отдыхаешь на других озерах типа Арахлея. Здесь же — лишь естественные шумы: ветер, вода, птицы. Изредка слышны проезжающие по трассе машины, но это, наверное, только от большегрузов. Шум от легковых почти не долетает.

Вениамин Макарович заканчивает косить, напоминает о правилах, дружелюбно прощается и уходит. Вы же можете установить палатку. Потом один готовит ужин, а другой начинает рыбачить, забрасывая удочку почти с берега.

На фото: Тишина и покой

Клюет почти сразу, симпатичные карасики отправляются в ведро, вареная картошка с тушенкой — на мангал, чтобы жир расплавился, а картошка потомилась.


На фото: Первый улов

Ближе к ночи клев уже не такой активный, поэтому вы ложитесь спать. Озеро будет тихо охранять ваш сон, а воздух — ласкать обоняние.

Макарыч. Человек.

Утро здесь теплое. Трава от самого корня до верхушки покрыта росой, влага скапливается на тенте палатки и машине. Цапля на своем законном месте. А вы завороженно смотрите, как с холмов на той стороне медленно спускается густой туман. Он не плывет, он будто выливается из какого-то стакана, неторопливо стекая по склону. Картина словно с какой-то пейзажной открытки. Только видишь ее вживую.

Пока греется чайник, можете снова порыбачить — рыба снует у берега уже довольно шустро, то и дело попадаясь на крючок.

На фото: Скромный завтрак рыбака

Где-то вдали, почти на другом конце озера, виден человек в оранжевой футболке. Если приглядеться, то можно понять, что в руке у него коса. Это Вениамин Макарович, с самого утра он скашивает траву у берега, чтобы рыбакам было удобнее заниматься промыслом.

Он в резиновых сапогах, шершавые рабочие руки ненадолго останавливаются, давая косе небольшую передышку. Начинается его рассказ о своем детище.

— Строительство дамбы под создание этого озера началось осенью 2006 года. Землю я сначала взял в аренду у администрации — 100 гектаров. А вообще я здесь вырос. В селе родился, стоянка здесь была после войсковой части — видишь развалины? Это от войсковой части, которую в 1937 году поставили тут. Патроны были, мелкое вооружение, небольшие бомбы. В 1954 году часть убрали и поставили тут отару Нерчинского совхоза. В подпасках ходил, на сенокосе работал — все детство в этом месте, с села пешком ходили туда, — рассказывает Макарыч.

Потом детство кончилось — поступил в техникум, пошел служить на флот, а затем вернулся и поселился в Нерчинске. Женился. Родные места не бросил, решил, что оставит тут след.

Основной источник воды в озере — ливни. Есть ручеек в пади, в сухие года он, конечно, пересыхал, но сейчас три года подряд бежит. Но он не пополняет водоем, только компенсирует испарения. Хотя в дни, когда пересыхал, и озеро падало.

— Озеро пока по проекту границы не набрало. Где столбик я поставил (на том клочке суши, где обитает цапля — прим. авт.) — это бывшая царская дорога, которую царь строил на Чернышевск. Была такая история, шла она через Нерчинск, вон там где кусты — насыпь, кладки из гранита под мосты. А потом от финансирования сретенские купцы отказались, и дорогу так и не построили, — поделился хозяин.

На фото: Виды райского места

Средняя глубина примерно 6-7 метров. А когда поднимется на 70 см, как и указано в проекте, то у дамбы будет 10 метров. Глубины хватает, поэтому заморов никаких нет, карась здоровый, да и по вкусовым качествам отличается — он не пахнет ни тиной, ни водой. Кроме карася тут водятся пелядь и сазан.

— В этом году запустил 4 тысячи пеляди, привез с Иркутского рыбзавода. Годовиков-сазанов запустил. После 15 августа мальков 5 тысяч сазанов привезу. Первый сезон начался в 2009 году. Карася я же сразу запустил, он стал размножаться, да и ловился хорошо. В речке-то не стало рыбы. Возьми хоть Шилку, хоть Нерчу, Куэнгу — ничего нет. Ездят же рыбаки в Бурятию, на бамовские озера, — сокрушается Вениамин Макарович.

Основная масса рыбаков приезжает из Нерчинска и Чернышевска. Но бывают и из Шилки, Первомайского. За сезон, а на озере только летняя рыбалка, приезжают тысячи раз, иногда одни и те же рыбаки, облюбовавшие это место. Ну и, конечно, те, кто принимает условия хозяина.

— Условия у меня жесткие. Водку пить нельзя, пиво пить нельзя. Мусор не бросать — корзинки для него везде стоят, хотя я все равно хожу, прибираюсь, потому что хватает народа всякого. Нарушителей я потом больше никогда не пускаю на озеро. Если вы мои порядки, хозяина, в моем дворе не соблюдаете, то извините, ребятки. В моем дворе вам делать нечего.

Территорию вокруг озера Макарыч тоже не забрасывает. 10 лет назад начал массивно засаживать все деревьями.

— Сосенки — мои посадки, в 2009-м посадил. Сейчас продолжаю садить. Но один раз у меня все сожгли. Подожгли траву, и семь тысяч саженцев у меня пропали. Теперь я заново все начинаю, каждый год подсаживаю по 40-50 сосенок. В этом году 65, в том — 40. На будущий год, юбилейный, 75-й, сразу после Дня Победы, когда земля отойдет, 75 штук посажу.

Вообще, как говорит сам Вениамин Макарович, планы у него были громадными. Неподалеку от леса он даже вырыл котлованы, планировал построить там коттеджи для отдыхающих. Но несколько лет назад его сразил инфаркт — руки немного приопустились.

— Сейчас эта земля у меня в собственности. Паевую землю я у людей выкупил, 84 гектара. Что еще успею при жизни сделать… Самое-то главное — кому озеро оставить, это проблема.

С сожалением говорит Макарыч и о властях, которые никак не хотят понять, какое богатство есть в районе.

— Об этом туристическом кластере нерчинском уже сколько лет треп идет. Но пока Нерчинску туристам кроме Дворца Бутина показать нечего. Этого маловато. Поэтому я и раньше предлагал — место туристическое подготовить, эти же коттеджи построить, более нормальные подходы к озеру сделать, причалы, удобные для рыбаков. И конезавод в Умыкэе подстегнуть. Кто-то на лошадей захочет посмотреть, кто-то прокатиться, кто-то на озеро приедет порыбачить, а моя задача — все это восстановить, засадить соснами и сохранить.

Озеро Вениамин Макарович осматривает с искренней любовью, а когда говорит о мечтах — о домиках, сосновом лесу, туристах — то улыбается. Хочет верить, что времени их осуществить хватит.

— Планов громадье, да здоровья нет. На сколько хватит меня, буду работать. А там потом пусть сыновья определяются. Я бы, конечно, со своим здоровьем и продал бы его, это озеро, но надо продавать тем людям, которым именно озеро важно. Как место отдыха и рыбалки. Главное, чтобы озеро служило людям, — говорит он.

Туман с холмов сошел. Выглянуло солнце.

Уезжаете вы до полудня. Но вернетесь снова, чтобы видеть, что для человека нет ничего невозможного. Даже создать свое собственное озеро.

Никита ИЛЬЯШ

Фото автора