Фото из архива "Вечорки".
Власти Забайкальского края прокомментировали ящурную резервацию в 12 приграничных районах региона.
Комментарий «Вечорке» предоставили 19 марта в правительстве края.
По информации правительства, федеральная служба Россельхознадзора изменила статус Забайкальского края по ящуру. По этому решению регион теперь разделен на две зоны: «неблагополучную с вакцинацией» и «благополучную с вакцинацией». Как сообщил руководитель Госветслужбы края Андрей Лим, изменение, вступившее в силу с 17 февраля 2020 года, дает возможность сельхозтоваропроизводителям из благополучной зоны перемещать животноводческую продукцию без существенных ограничений за пределы Забайкальского края в Дальневосточный федеральный округ и республику Бурятия.
— Таким образом, с муниципальных районов Забайкалья, где ранее не регистрировались вспышки ящура, и которые территориально не граничат с Китаем и Монголией, снят мораторий на перемещение мяса и мясной продукции за пределы региона. Запрет на продажу убойного мяса и мясного сырья за пределы края действовал с 2017 года, - пояснил Андрей Лим.
При этом, по его словам, животноводы, ведущие свою деятельность в неблагополучной по вакцинации зоне, сохранили возможность поставлять полуфабрикаты, а также вывозить мясо в тушах и полутушах в Приморский и Хабаровский края, которые имеют такой же «неблагополучный» статус.
В настоящее время министерство сельского хозяйства Забайкальского края прорабатывает вопрос развития сети убойных производств в муниципальных районах. Строительство площадок по забою скота позволит товаропроизводителям решить проблему сбыта продукции животноводства в «неблагополучных» районах.
— Решением Россельхознадзора от 8 августа 2017 года об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях их перемещения подконтрольных госветнадзору товаров, Забайкальскому краю был присвоен статус «неблагополучный с вакцинацией против ящура». Это наложило на всю территорию региона существенные ограничения в части оборота животных, сырья и продукции животного происхождения. Товаропроизводители Забайкальского края получили запрет на вывоз убойного мяса и мясосырья в другие регионы.
Репортерская группа «Вечорки» сегодня продолжает работать в районах, которым присвоили неблагополучный статус.
Напомним, в начале марта стало известно, что Россельхознадзор присвоил 12 приграничным районам края статус неблагополучных по заболеванию ящуром — в список попали Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Калганский, Нер-Заводский, Газ-Заводский, Могочинский.
7 марта на отраслевом совещании в Чите губернатор Осипов спросил у руководителя краевой ветслужбы Андрея Лима, во всех ли районах, включенных в список неблагополучных, были вспышки ящура. Лим ответил отрицательно.
— У нас шесть районов (Красночикойский, Кыринский, Акшинский Нер-Заводский, Газ-заводский, Могочинский), где не было вспышек ящура. Мы доказывали центральному аппарату Россельхознадзора, что нет смысла вводить ограничения в этих районах, где никогда ящур не регистрировался. Но они и слышать не хотят и настаивают на том, что на данном этапе приграничные районы в силу возможности переноса заболеваний все-таки оставить в статусе «с неблагополучной вакцинацией», — сказал Лим.
Там же выступил с докладом министр сельского хозяйства Забайкалья Денис Бочкарев. Он за все время ни словом не обмолвиться об этой проблеме, за что его отчитал Осипов.
— Почему вы в докладе не затронули проблему? Этим вопросом нужно всерьез заниматься. Нужны конкретные цифры, надо смотреть район, считать, сколько там было животных, сколько люди продавали, в каком объеме. Нужно понимать, что сейчас произойдет с ценой, с физической возможностью продажи этого мяса. Нужно рассчитать социально-экономические последствия и согласно этим последствиям принимать решения, если можем чем-то помочь на краевом уровне, — сказал губернатор.
Наш политобозреватель Александр Яременко в своем расследовании попытался выяснить причины ящурной резервации. Пока напрашивается три неутешительных вывода:
1 — Первое, что приходит в голову, — аналогия с аферой, которая была провернута при Горбачеве — «лучшем немце» и вообще друге Запада. В 1989-1990 годах в стране вдруг разразилась эпидемия сальмонеллеза. Массово забивалась птица, многие птицефабрики были разорены, возник дефицит курятины. Возможно и теперь, уже с помощью «эпидемии» ящура, рынок страны начинают зачищать под возможные поставки какой-нибудь бразильской говядины, но уже не по «дружбе», как это делал Горбачев, а для того, чтобы, сидя в Москве, состригать свои проценты от импорта. Для чиновников это в тыщу раз выгоднее, чем развивать животноводство в стране.
2 — Подготовка территории для передачи в аренду крупным агрохолдингам или Китаю.
3 — Лоббирование интересов крупных компаний.
Глава борзинской скотобойни Андрей Марков заявил «Вечорке», что резервация выгодна черным перекупщикам, которые за копейки скупают мясо без документов.
Глава Кыринской скотобойни заявил, что животноводы намерены бойкотировать голосование по поправкам в Конституцию, если власти не снимут запрет.