Забайкальский край смело можно назвать счастливчиком, ибо границей с Китаем похвастаться могут далеко не все регионы страны. КНР сейчас — быстро развивающаяся страна, привлекающая туристов, шопоголиков и бизнесменов. Естественно, всех туда приезжающих и оттуда выезжающих надо контролировать, для чего и работает МАПП «Забайкальск». Государственная граница — всегда и везде место больших очередей, проблем и планов. Об этом мы сейчас и поговорим.
Немного цифр
По данным Читинской таможни, в 2019 году через пункт пропуска проехали почти 1,7 миллиона человек. Из них въехали в Россию 828 тысяч человек, а в Китай — 863 тысячи. При этом таможенники проверили более 195 тысяч автомобилей, из них более 68 тысяч грузовых, более 77 тысяч легковых и почти 50 тысяч автобусов. Кроме того, через МАПП «Забайкальск» в прошлом году было вывезено 444 тысячи тонн груза и 558 тысяч ввезено.
Какой поток на границе в этом году — сказать сложно. Явно цифры будут на порядок меньше, поскольку коронавирус решил напакостить вообще везде.
Ездят в Китай не только для того, чтобы купить себе подешевле на зиму вещей. Через читинскую таможню работают 928 компаний. Благодаря им за 9 месяцев 2020 года федеральный бюджет пополнился на 14,9 миллиарда рублей.
Основные товары, экспортируемые этими компаниями: минеральные продукты — 90,38%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 4,97%, машины, оборудование и транспортные средства — 2,44%.
Основные товары импорта — машины, оборудование и транспортные средства — 66,3%, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 13,4%, строительные материалы — 5,61%.
Поговорим о проблемах. № 1 — преступность.
Читинская таможня выполняет задачи, направленные на предупреждение, выявление, раскрытие преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере. Подразделения дознания Читинской таможни за 9 месяцев 2020 года возбудили 53 уголовных дела в отношении граждан и участников внешнеэкономической деятельности. Из них 26 уголовных дел возбуждено по преступлениям ОПГ. Кроме того, отделом административных расследований за 9 месяцев 2020 года возбуждено 1 тысяча 394 дела об административных правонарушениях.
Предметами административных правонарушений по возбужденным делам стали: лесоматериалы; товары народного потребления; товары, к которым таможенным законодательством применяются запреты и ограничения (ножи, кастеты, предметы для негласного получения информации, нефрит, дериваты).
№ 2 — очереди
Основная проблема, которая кажется уже вечной и нерешаемой, — это огромные очереди на границе. Из недавнего вспоминается затор 14 октября 2018 года. На МАПП выезжал даже тогда еще врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов.
В тот момент люди жаловались, что на китайской стороне образовалась пробка из 70 автомобилей. Рейсовые автобусы вынуждены были стоять по 7-8 часов, а не рейсовые — почти двое суток. Сообщалось тогда и о драках.
Последний коллапс произошел в апреле и мае этого года уже в пандемию COVID-19. На границе застряли 380 фур из-за ограничений со стороны КНР. Тогда Правительство Забайкальского края договорилось с Китаем об отправке грузов в регион по железной дороге, чтобы сократить очередь грузовых автомобилей, которая образовалась на пункте пропуска «Забайкальск».
«Проработан вопрос об использовании железной дороги, и теперь часть грузов из Китайской Народной Республики следует по железной дороге контейнерами до Забайкальска, где их перегружают на автотранспорт и отправляют в пункты назначения», — рассказывал тогда зампред краевого Правительства Михаил Чуркин.
Стоит отметить, что проблему удалось решить после оперативного вмешательства краевых властей.
№ 3 — правовые противоречия
После снятия ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, движение через пункты пропуска «Забайкальск» и «Староцурухайтуйский» открыто только для грузового транспорта и автобусов, легковой же под запретом. По инициативе федеральных служб его не возобновят до окончания реконструкции автомобильного пункта пропуска «Забайкальск», а также внесения изменений в соглашение о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 года.
«Вплоть до закрытия границы движение легковых автомобилей через российско-китайскую государственную границу осуществлялось по межправительственному соглашению с 1994 года. Оно уже давно не соответствует действующему законодательству. На данный момент государственная граница закрыта в связи с ситуацией с коронавирусом. Сроки ее открытия в настоящее время неизвестны. Однако по инициативе Федеральной таможенной службы вносятся изменения, согласно которым после открытия границ пересекать границу через пункты пропуска пассажирам можно будет только на рейсовых автобусах», — сообщил Михаил Чуркин.
По информации зампреда, для пропуска легкового транспорта необходимо внесение изменений в межправительственное соглашение между Россией и Китаем. Забайкальский край с такой инициативой вышел, однако пока движение легкового транспорта через пункты пропуска «Забайкальск» и «Староцурухайтуйский» будет невозможно.
Есть проблемы, а решение?
Естественно, такая ситуация, сложившаяся вокруг крупнейшего в регионе пропускного пункта, раздражает всех — и забайкальские власти это, разумеется, понимают и всеми силами борются со столпотворением на пункте пропуска. Так, Министерство планирования и развития края запустило программу «Эффективный регион» от Росатома по оптимизации процессов на границе. Главная цель краевого Минплана — сделать МАПП «Забайкальск» лучшим сухопутным пропуском в России. Уже даже выделен один миллиард рублей на модернизацию грузового направления. Улучшенная концепция пассажирского пункта пока разрабатывается.
Помимо этого, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) в феврале предложило создать туристический кластер на границе Забайкалья и Маньчжурии с вложениями до 50 миллиардов рублей.
Директор по транспортной и логистической инфраструктуре департамента инвестиционных проектов АНО АПИ Роман Семенцов рассказал, что проект будет реализован на участке в 91 гектар. Там предполагается устройство туристического и логистического парков, выставочного, туристического и делового центров и иных объектов.
Роман Семенцов отметил, что инициатива обсуждалась на встрече гендиректора АНО АПИ Леонида Петухова и главы Забайкалья Александр Осипова. Региональные власти проект одобрили.
Мы, журналисты «Вечорки», уже давно обращали на это внимание. Те, кто был на границе в Забайкальске, видел огни разрастающейся и расцветающей Маньчжурии. А потом оборачивался и смотрел на унылые пейзажи нашей стороны. Кажется, уже давно пора наводить на границе порядок.
Бережливые технологии
Сейчас в Забайкальском крае активно внедряются так называемые бережливые технологии, помогающие в оптимизации работы, улучшающие взаимодействие власти, общества и бизнеса. Запред краевого Правительства Михаил Чуркин заявил, что по этому направлению в регионе реализуется 31 проект, включая МАПП «Забайкальск».
«Основной проект — внедрение бережливых технологий на МАПП «Забайкальск». Сформирована рабочая группа, которая совместно со специалистами госкорпорации «Росатом» работала на территории МАПП. Предварительно определены проекты для оптимизации», — сказал Михаил Чуркин.
Если объяснить термин «бережливые технологии» (иногда — «бережливое производство») простыми словами, то это значит следующее: это такой процесс управления каким-либо предприятием, который стремится к снижению всяческих потерь. Тут речь идет как об оптимизации самого процесса работы (в данном случае — МАПП «Забайкальск»), так и об оптимизации работы сотрудников. Причем все делается с максимальной ориентацией на потребителя.
Лучше дороги — лучше пропуск
Дабы улучшить дорожную обстановку и увеличить пропускную способность МАПП «Забайкальск», региональный Минстрой летом начал ремонт 484-486 километров трассы Чита — Забайкальск — граница с КНР. На участке предусмотрели устройство дополнительной полосы на подъезде к границе, что позволяет разделить потоки пассажирского и грузового транспорта.
Кроме того, в регионе уже ведется работа по проектированию новой федеральной дороги к грузовому терминалу в пункте пропуска.
Строительство планируется начать в 2022 году, а закончить — в 2023-м. Самое интересное, что строительство этой дороги позволит разделить потоки пассажирского и грузового транспорта, следующие в Китай, а также повысить пропускную способность участка дороги. По ней будет разрешено движение только для большегрузных автомобилей.
Вместо вывода
Если так разобраться, то все же основная жалоба на МАПП «Забайкальск» — большие очереди. Раньше еще жаловались на убитую трассу. Негодовали граждане крупно, но проблемы будто и не видел никто. Теперь же с этим начали работать.
Что уж говорить, если глава региона в экстренной ситуации не брезгует выехать на границу и обсудить с уставшими и озлобленными забайкальцами образовавшийся коллапс. Если Правительство и дальше продолжит развивать пункт пропуска (а судя по перспективам, которые мы отметили выше, так оно и будет) — для людей поездка в Китай через МАПП «Забайкальск» будет сравнима с походом в магазин.
Что ж. Будем ждать.
Владимир ИВАНОВ
Фото из архива «Вечорки», инфографика Читинской таможни
На фото: Настоящий «Фуроград» в Забайкальске. Апрель 2020-го.