На фото: Свирид
Виктор Свиридов, переехавший в Читу из Братска и Белгорода (жил на несколько городов) на заре перестройки, имел классическую биографию для бандита 90-х годов. Она состояла из двух взаимоисключающих, но в то же время друг друга дополняющих ипостасей.
В первой он был талантливым спортсменом, прошедшим в греко-римской борьбе все этапы карьеры — от школьной секции до звания «Заслуженный тренер СССР». Во второй он — феноменальной физической силы парень, который жестоко давил и ломал людей, завоевывая авторитет на бандитском поприще. Через реки пролитой крови и десятки сломанных судеб бывший тренер по борьбе прорвался на самую вершину криминального Олимпа. Созданная им преступная группировка «Свиридовские» оставила после себя недобрую славу сразу в двух городах — в Чите и Белгороде.
Ни «Вечорке», ни нашим источникам среди ветеранов забайкальской милиции доподлинно не известно, каким был самый первый криминальный шаг борца Виктора Свиридова. Но мы точно знаем, за что он получил свой первый срок.
Видеомагнитофон, речка, три трупа
Пожелтевшие от времени страницы приговора Читинского областного суда по делу № 2-8-92 не совсем про бандитов. От привычных нам атрибутов 90-х годов там нет ничего. Ни бандитских разборок, ни гор оружия, ни крышевания зарождающегося бизнеса. Все это будет потом. С 28 апреля по 6 октября 1992 года областной суд, ютившийся еще в небольшом особнячке дореволюционной постройки на ул. Профсоюзная, рассматривал дело о нечеловеческой жестокости, ставшей следствием тяги к легким и чужим деньгам.
Летом 1989 года 29-летний Николай Григорьев, в легальной жизни работник читинского кооператива «Мода», а по факту один из первых рэкетиров Читы, узнает, что в город для покупки видеоаппаратуры прибыл некто Куриленко. Парень быстро для себя решил его ограбить, а с визитером, если он будет сопротивляться, быстренько расправиться.
Понимая, что в одиночку такое не провернуть, Григорьев позвал к себе на помощь двух дружков — 30-летних Олега Зимина и Виктора Свиридова. Первый трудился в торгово-закупочной конторе. Второй был временно безработным. Их план был прямолинейным, как полова на спортивных штанах первых советских рэкетиров.
Под предлогом покупки аппаратуры 2 июля 1989 года Куриленко позвали в квартиру Григорьева в сталинке по ул. Калинина (Амурская), 57. Начинающего кооператора убили несколькими ударами молотка по голове. Этой же ночью его захоронят в лесу прямо с залитым кровью креслом, в котором тот сидел. На этом убийстве бандиты заработали 16 тысяч тогдашних рублей (больше, чем состояние) и… пять ящиков водки, которые были в багажнике машины Куриленко (тоже почти валюта). Это убийство открыло ящик кровавой Пандоры. Преступная троица решает избавиться от Днепровского, коллеги Григорьева по кооперативу, через которого и произошло знакомство с Куриленко.
В этом доме по ул. Амурская, 57, началась кровавая история бандита Свирида
22-летнего молодого человека позвали культурно отдохнуть на природе. На мероприятие в районе станции Ингода пригласили общего знакомого и родственницу Свиридова, на которой вскоре женится Григорьев. Пока Зимин травил анекдоты, два других бандита хладнокровно задушили гостя ремнем от автомобильного генератора и закопали труп на берегу реки. Убивали его в 10 метрах от места пикника.
Следом настала очередь парня, которого брали с собой на пикник, фамилия его была Хасанов. Чтобы окончательно обрубить хвосты, бандиты решают утопить его в реке. Молодого человека позвали в гости, где напоили, а потом предложили продолжить веселье с дамами на природе. Неподалеку от Атамановки пьяного Хасанова вывезли на берег Ингоды. Свиридов оглушил парня ударом кулака, а Григорьев утопил тело на середине реки.
«Волга» и еще три трупа
Этим же летом Свирид и его пацаны обзавелись новенькой «Волгой». Имея гору денег, бандиты даже не задумались, что машину можно купить. Ее отобрали. Житель Читы продавал престижный седан через комиссионную секцию магазина «Старт». Бандит предложили за машину 13 тысяч, но заплатили в тысячу (!) раз меньше. Для этого в Сбербанке был открыт счет на предъявителя на 13 рублей. Потом в сберкнижку аккуратно допечатали три ноля. Деньги с настоящего счета Григорьев снимет на следующий день. Машину заберет себе Свирид. Потом аналогичным способом добычей бандитов стала «девятка», которую обманом отмели у жителя города Балея.
В августе 1989-го Свиридов, у которого были обширные межрегиональные связи, получает информацию, что три иркутских бандита, которые были должны ему несколько тысяч рублей, долг отдавать не собираются, а вот похитить его 4-летнюю дочь, а его самого застрелить, очень даже собираются.
Свиридов и Григорьев в это время отлеживались после читинских дел в Белгороде. Иркутян пригласили туда на серьезный разговор. Приедут двое. Их Свиридов застрелит с разницей в несколько часов. Третьего бандита выцепят в Москве, убив через стекло прямо в салоне его «девятки». Со всех жертв сняли золотые цепочки, кольца, кожаные куртки и отобрали сберкнижки жертв. Всего на 40 с лишним тысяч рублей — зарплату среднего советского специалиста за 25 лет.
Конфликт в Вихоревке
Через год сотрудники недавно организованного 6-го отдела читинской милиции во главе с подполковником Глотовым задержат всех фигурантов кровавых бандитских похождений. Сначала задержанные ни в чем не признавались, а свидетелей и жертв пытались подкупить, но сыщикам удалось переломить ситуацию.
За убийства, бандитизм, грабежи и разбойные нападения Григорьева по приговору суда приговорят к расстрелу (потом заменят на заключение, сейчас Григорьев жив), Зимин получит 14 лет лишения свободы, Свиридов — 15.
Сидел Свирид в колонии в поселке Вихоревка Иркутской области. Выйдет по УДО в 1999-м. Во время заключения борец-беспредельщик попадет в историю, которая в конечном итоге будет стоить ему жизни. Во время игры в теннис у него вспыхнет конфликт с неким Бычковым, членом первого состава читинской ОПГ «Осиновские». Свирид его избил, а Бычок ответил несколькими ударами ножом. Его визави попал в больницу и затаил смертельную обиду не только на Бычкова, но и на всех осиновских сразу.
Выстрелы в «Ган-Бее»
По выходе на свободу Свиридов быстро создает новую банду. Ее участники зальют кровью Читу и Белгород. Чтобы запутать милицию, бывший тренер по борьбе придумает простое, но эффектное ноу-хау. Забайкальский состав бригады уедет на «работу» в Белгород, а бандиты оттуда переберутся в Читу. В частности, бывший читинский студент Николай Сиволап, в будущем киллер «Меценатовской» преступной группировки, отметится в Белгороде. При этом белгородчанин Сергей Рощупкин, 1976 года рождения, прольет немало читинской кровушки. В 2001 году он в подъезде дома по ул. Красной Звезды, 10, располосует тесаком близкого к «Осиновским» коммерсанта Алексея Бусыгина, а в конце декабря 2002 года сам словит пулю в лоб от осиновского киллера по кличке Ганс перед подъездом своего дома по ул. Богомягкова.
Кровь после реинкарнации Свирида начнет литься рекой. В квартире своего сводного брата Андрея Ранчина (Фляга) бывший тренер убьет гантелей их общего друга, заподозрив в сокрытии денег от бизнеса. По факту Свирид сотоварищи выдаивали предпринимателей досуха, отбирая у них все. Один из боевиков бригады дал очередь из автомата по модному в то время кафе «Ган-Бей», где его парой дней раньше избили. К счастью, обошлось без жертв и раненых.
Другой свиридовский боевик из ревности застрелит своего соперника прямо за столиком круглосуточного летнего кафе — было в начале 2000-х такое весьма злачное заведение «От заката до рассвета» на площади Революции.
Бандиты будут ездить по Чите на суперпрестижных иномарках, среди которых очень заметный 600-й «Мерседес» красного цвета. Это машину до сих пор помнят те, кто жил в Чите начала 2000-х. В подконтрольном Свиридову кафе «Меценат» по ул. Бутина оружие открыто хранилось прямо в подсобке (доказано судом).
Свирид в начала 2000-х годов крышевал десятки бизнесменов легального и нелегального профиля в обоих городах. Так, в Белгороде под ним ходили наркоторговцы, а в Чите его боевики собирали дань с 36-го магазина по ул. Шилова и скоплений коммерческих киосков перед входом в него.
Послесловие
При росте влияния «Свиридовской» и «Осиновской» преступных группировок конфликт интересов был неизбежен. В августе 2003 года «Осиновские», получив информацию о том, что Свиридов планирует убийство лидеров соперничающей группировки, решают действовать на опережение и расстрелять бывшего борца-тренера. Свирида выследили возле элитных домов в районе Красных казарм. Однако тонированная иномарка с осиновскими киллерами вынужденно проехала мимо. Беспринципные убийцы Антип, Ведера и Ганс отказались стрелять из гуманистических соображений. Свиридов был не один, а с 20-летней длинноволосой подругой. Был риск попасть из автомата в непричастную к криминалу девушку.
31 августа 2003 года Свиридова обманом завлекут на базу по Романовскому тракту, 34, принадлежащую будущему депутату Юрию Шкретову. Туда Свирид поедет для расправы со своим бывшим боевиком по кличке Чирик, которого якобы поймали «Осиновские». 45-летний Свирид реально ехал, чтобы убить своего 18-летнего визави. Однако в этот раз удача покинула бывшего тренера. Засада получилась почти классической. Свиридова расстреляют из нескольких стволов в гаражном боксе. Его бывший подопечный, исполнявший роль жертвы, не пострадал.
Труп Свиридова через несколько часов сожгут в Смоленке на заброшенном дачном участке. Его боевики после убийства рассосутся по другим преступным группировкам Читы, а сводный брат Фляга окончательно покинет Читу. Сегодня он окончательно отошел от криминала и работает тренером по борьбе где-то в Подмосковье. Так закончился путь первого бандита-беспредельщика Читы Виктора Свиридова и его группировки. Убийство Свирида официально будет раскрыто только в 2014 году. Только это уже совсем другая история, достойная новых глав нашего проекта «Банды Забайкалья».
Аслан ПЛИЕВ
Фото из архива «Вечорки» и Яндекс
От редакции:
Этот материал вышел в "Вечорке" №7 от 17 февраля 2021 года. Через несколько недель после выхода с редакцией связался адвокат В.И. Прокопьев, который в своем письме отметил ряд неточностей в нашей публикации. Это письмо будет опубликовано в одном из ближайших номеров. Чуть позже оно появится и на нашем сайте.