Забайкалью не грозит хлебный голод

  • 6 апр. 2022 г.
Забайкалью не грозит хлебный голод

В прошлом номере «Вечорки» мы писали о тех, кто кормит хлебом Забайкалье. На этот раз мы решили узнать у наших читателей, какой хлеб берут они, также мы провели дегустацию хлеба как в Чите, так и в урановой столице России. Кроме того, побывали в пекарне на границе с Монголией.

Помните, как было приятно по пути домой зайти в магазин во дворе, купить булочку свежего хлеба и откусить горячую корочку? А как многие любили домашнее лакомство — хлеб с маслом, посыпанный сахаром… Ажиотажный спрос на сахар немного спал, а вот как обстоят дела с хлебом? Отметим, что этот материал ни в коем случае не рекламный, ни один из производителей нам не заплатил.

Почем в хлебе дырочки?

Мы отправились в магазины Читы, чтобы узнать, доступен ли хлеб простому народу или теперь это блюдо для элиты. И первой на нашем пути оказалась пекарня сети «Коваль». Хлеба здесь хоть отбавляй, взгляд сразу падает на цены. Фруктовый хлеб, цена которого, вероятно, держит потолок этого здания. Но нам не нужны изыски, берем самый стандартный. По совету продавца покупаем «Заливной». Говорит, он самый популярный. Знаменитость пекарни обходится нам почти в 40 рублей. Однако большую семью этой булкой хлеба не накормишь. Она буквально умещается в две ладони. Пекарни дело свое знают и вполне могут обеспечить нас главой обеденного стола.

А вот в супермаркетах Читы проблема стоит ребром. Заходим в один из них и наблюдаем ностальгию по лихим 90-м. На полках, где должен быть хлеб, остались лишь крошки. Как выяснилось, хлеб магазин теперь не закупает, у них есть отдельный прилавок со своей выпечкой. Подходя к нему, чувствуешь себя в старенькой булочной где-то на окраинах культурной столицы. Смотрю на цены и понимаю, что здесь потолок крепкий, цены его не подпирают. И сразу слышу за спиной возмущения покупателей.

— Дешевле? Да где же здесь дешево-то? — говорит женщина.

— А какой хлеб-то берете?

— Темненький, «Кишиневский».

Идем по совету покупателей, берем булку «Кишиневского». Хлеб по виду не самый свежий, но плесенью покрыться еще не успел. А вот тайной и мраком уже давно. В Кишиневе такого хлеба нет, однако в Забайкалье он прочно занял свое место на прилавках. И цена этого интригующего жителей продукта оказалась действительно больше — почти 50 рублей. Но радует он другим — его с легкостью хватит на несколько человек.

Попытки выяснить, откуда же в Забайкалье взялся кишиневский хлеб, не увенчались успехом.

В книге, которая так и называется «Хлеб кишиневский», написано, что этот хлеб изготавливался в Кишиневе в конце XIX ст., когда город входил в состав Бессарабской губернии Российской Империи. Это был черный хлеб из ржаной муки с примесью небольшого количества пшеничной. Форма его была прямоугольная.

Хлеб «Кишиневский» вырабатывают по ГОСТ 27842-88 из смеси муки пшеничной I сорта в количестве 30% и II сорта в количестве 70%. Тесто готовят любыми способами, применяемыми для приготовления хлеба из пшеничной муки, кроме безопарного. Предпочтительными являются опарный и на жидкой опаре.

Сейчас хлеб с названием «Кишиневский» можно встретить в магазинах многих городов не только центральной России, но и Дальнего Востока. Только вот в самом Кишиневе о нем ничего не ведают.

 

Теперь немного вспомним детство и заглянем в магазин у дома. Здесь хлеб — самый ходовой товар. Цена его — 38 рублей. Привозят его каждый день и разлетается он очень быстро. Итого мы имеем несколько буханок хлеба: «Заливной», «Кишиневский» от хлебозавода «Кенон» и две булки обычного пшеничного хлеба, одна из них от ИП Веретенникова, а другую мы купили в магазине «Соснячок», который рядом с редакцией.

Хлеб и вода есть — жить можно

С полными пакетами хлеба отправляемся в редакцию. Здесь мы предлагаем нашим читателям попробовать и оценить, соответствует ли цена качеству. Сначала заходить на дегустацию к нам боялись, но если люди не идут к нам, то мы идем к людям. Понемногу страх у читателей начал пропадать, и в редакции собрался целый хор голосов, чтобы наконец узнать, почем в хлебе дырочки. В толпе замечаю отстраненную интеллигентную женщину, Валентину. Она признается:

— Хлеб я люблю, была на Кубани, там хлеб прям как из печи, домашний. «Заливной» похож на него, мне понравился. Цены, конечно, хотелось бы ниже.

Следом в диалог вступают и другие. Одна из них — пенсионерка Лидия Ивановна. Она с большой охотой пробует хлеб и рассказывает:

— Темный очень кислит, иногда возьмешь и не знаешь, из чего он сделан. На цены на хлеб я не жалуюсь — пенсию хорошую заработала. Главное — хлеб и вода есть — жить можно.

Неожиданно к нам подходит мужчина. Он долго не решается, но наконец берет кусочек хлеба и говорит:

— Я хлеб не беру, моя обычно покупает. Но сам люблю темный, хотя вот у вас мне «Заливной» понравился.

Одна из читательниц рассказала нам, как определить качество хлеба:

— На него надо нажать, и если он восстановится, то, значит, хороший. А также корочка не должна отставать, как, например, здесь, — указывая на «Кишиневский», говорит Лидия Митрофановна.

Тем временем в урановой столице России

В Краснокаменске хлеба хватает, и в основном он произведен на местных пекарнях. В первом магазине взяли две булочки хлеба местного, так сказать, разлива и отправились в другой магазин.

Другие две буханки мы взяли в местном магазине с названием «Самара». У продавцов мы спрашивали, сколько хлебопекарен в Краснокаменске, но нам никто ответить не смог. Единственный более-менее внятный ответ дал нам водитель такси, который вез нас с вокзала. Он начал загибать пальцы и насчитал пять пекарен, а потом призадумался и сказал: «А может, и больше».

Еще одну булку мы взяли в магазине-пекарне «Натали», тамошние сотрудники сказали, что хлеб очень вкусный и изготавливают его из местной муки.

Потом мы перешли к дегустации. Первый экземпляр — «Швейцарский» за 40 рублей из пекарни «Натали». Наши дегустаторы сказали сразу — это вещь. Следующий экземпляр — Урулюнгуйский хлеб, он немного подкачал, но в целом хороший. А вот краснокаменский хлеб ИП Назарова, по мнению одного из дегустаторов, Евгения Юрьевича, оказался не очень вкусным. Четвертая булка — ИП Михалева, ей был поставлен так называемый лайк. И последний по списку, но не по значению, — ИП Албекова — оказался достаточно хорошим.

Что можно сказать, в урановой столице хлеб хорошего качества. И еще раз отметим — это ни в коем случае не реклама.

Хлеб на границе с Монголией

Руководитель пекарни в селе Верхний Ульхун Александр Михайлович Козлов рассказал съемочной группе «Вечорки ТВ» о том, как рождается хлеб.

— Сначала мы ставим опару, она стоит не менее шести часов. Опара — это вода, мука и дрожжи. Потом это все замешивается, и девчонки (работницы пекарни — ред.) продолжают.

Далее все подготовленное тесто заливается в расстойки (формы), где оно поднимается, и оттуда все уходит в печь. Там его держат от сорока минут до часу.

— У нас обычные буханки, круглый белый, круглый отрубной, ну и днем еще девчонки стряпают калачи отрубные и калачи белые, — рассказывает Александр Козлов.

Те буханки, которые в момент нашего посещения были в печи, сдаются по 33 рубля, а в магазине хлеб становится чуть дороже — 35-37 рублей.

— Мы обеспечиваем хлебом Верхний Ульхун, Мангут, Тарбальджей, Михайло-Павловск и на Акшу (соседний район — ред.) возим. Раньше, когда не было конкурентов, мы выпекали 1200-1300 буханок за ночь, а так 500-600, иногда по тысяче.

Важно отметить, что мука, которую используют для выпечки, местного производства. В целом за Верхний Ульхун и ближайшие к нему села можно не переживать — с голоду не пропадут.

* * *

Нам всегда говорят и говорили, что хлеб — всему голова. Но здесь можно добавить и то, что хлеб — это еще и душа. Ведь те, кто производит этот стратегический продукт, вкладывают в него частичку своей души. На данный момент за хлеб забайкальцам можно не переживать.

Сказ про забайкальский хлеб не окончен. Продолжение следует.

Анастасия РАЕВСКАЯ, Сергей ИВАНОВ

В Забайкалье лучше

Возвращаться из поездки без материала не хотелось, поэтому выполню еще одну задачу выпускающего редактора — напишу, каким хлебом кормит людей Новороссийск.

Климат позволяет собирать здесь с одного гектара 60-70 центнеров пшеницы (в Забайкалье наши достижения — от 20 до 40 ц/га). Таких урожаев хватает, чтобы не только обеспечить самих себя, но и как следует заработать, вывозя хлеб за границу (правда, сегодня экспорт зерновых запрещен правительственным решением).

Сразу признаюсь — наш хлеб вкуснее кубанского. Даже выпекающийся в малых пекарнях Новороссийска уступает по вкусу тому, что продается в магазинах Читы. А продукцию крупных хлебозаводов брать во внимание не стоит — ни солнечного вкуса, ни пшеничного запаха…

Обильнее прочих по Новороссийску разбросаны магазины пекарей из поселка Мысхако — малоэтажной части Новороссийска. Хлеб пекут неплохой, но слегка «резиновый». Корочка мягкая, не хрустит в пальцах и на зубах, как у нашего.

Сорта с добавками получаются лучше обычного белого. Но и стоят дороже. Единственное бесспорное преимущество этой пекарни — ржаные пирожки. Вот за них можно было попробовать и Родину продать. Да вот только некому…

Николай ШЕЛЕПОВ