Выстрелы на Московском тракте

Выстрелы на Московском тракте

Как и за что был убит криминальный авторитет Кашкаед

Есть в Чите улица Московский тракт. Если кто не знает, то она очень живописно проходит по самой кромке Титовской сопки. Около одной из СТО, расположенных здесь, установлен крест. Он является памятным знаком на месте гибели в 2000 году одного очень знакового человека для криминальной жизни тогда еще Читинской области.

Речь идет о Сергее Ческидове, которому на момент отхода в мир иной было 43 полных года. Он возглавлял бандитскую группировку, получившую название от его криминального погоняла. Речь, как вы уже поняли, пойдет о Кашкаеде и «кашкаедах».

 

Краткая преамбула

Жизненный путь Кашкаеда-Ческидова оборвался в сентябре 2000 года. Произошло это убийство на одной из СТО, расположенных на Московском тракте, и было довольно жестким даже для привыкшего к чужой крови бандитского мира Забайкалья. Некий молодой человек в кожаном плаще довольно буднично прошел в цех автостанции, где авторитет ремонтировал свою машину, и разрядил ему в голову автоматный магазин. Потом столь же спокойно ретировался. Жертва, у которой было при себе оружие, в принципе ничего не могла противопоставить убийце. В момент начала стрельбы Кашкаед был в салоне машины, которая находилась на подъемнике. Стрелок был без маски. Со слов многочисленных свидетелей впоследствии даже был составлен его фоторобот.

Впрочем, для криминального мира и правоохранителей региона это было секретом Полишинеля. Стопроцентных доказательств не было, но на уровне информации и те, и другие знали, что стрелком был будущий киллер ОПС «Меценатовские», в те годы еще 25-летний Андрей Дрюнин, он же Дрюня-младший.

Как пишет в своей автобиографичной книге «Зеркало» лидер «меценатовских» Дмитрий Ведерников, Дрюню, который после стрельбы на Московском тракте временно лег на дно, усиленно искали по городу члены бригады убиенного Кашкаеда с целью расквитаться за смерть лидера. С «кашкаедовской» братвой тогда решил вопрос Ведера, приехав к ним на стрелку в одиночку, но с гранатой, и очень своей наглостью убедивший их, что включать ответку им будет себе дороже. И «кашкаедовских» это проняло. Много лет после этого, прекрасно зная, кто расстрелял их лидера, они даже и не думали о мести. Связываться с Ведерой и парнями из «Мецената», которые профессионально умели проливать чужую кровь и не имели сложности достать оружие, не хотел никто. Каким образом был решен вопрос с милицией, сегодня сказать трудно, но у правоохранительных органов к Дрюнину действительно не было серьезных претензий до 2010 года, когда ОПС «Меценатовские» было разгромлено, а Дрюня почти на целую пятилетку пустился в бега.

 

Что стало причиной?

Сегодня уже мало кто помнит, что Дрюня-младший является представителем целого преступного клана Дрюниных. Помимо его старшего брата Виктора, который носил кличку Дрюня-старший и тоже входил в состав «меценатовской» бригады из криминального клана «осиновских», был еще и их общий дядька. Звали его Геннадий Дрюнин. Он много лет провел в местах лишения свободы и пользовался в преступном мире тогдашней Читинской области непререкаемым авторитетом. Его часто приглашали разруливать ту или иную конфликтную ситуацию между группировками или отдельными представителями криминалитета.

Кашкаеду растущие авторитет и влияние старого арестанта пришлись не по душе, и с ним было решено расправиться. Самого старшего Дрюнина «кашкаедовские» отморозки пытались убить в сквере у железнодорожного вокзала по улице Бутина. После этого племянник и решил отомстить за дядьку. Виктор Дрюнин, к слову сказать, на момент описываемых событий находился в местах лишения свободы. Он выйдет на волю и вольется в ряды «меценатовского» братства лишь в 2003 году, в канун убийства другого криминального генерала — Виктора Свиридова по кличке Свирид.

 

А кто такой Кашкаед?

Про Сергея Ческидова известно немного. Родился в 1956 году в Петровск-Забайкальском районе. Рано встал на преступный путь. Много раз был судим и отбывал наказание в колониях. Сколоченная им в 90-е годы группировка в основном состояла из молодых людей, проживающих в Черновском районе Читы. Сказывалось то, что сам Часкидов проживал в поселке КСК. Кстати, он был именно Кашкаедом, а никак не Кошкоедом. Прозвище ему дали от слова «кашка». Так называется наркотик, сваренный из конопли и ацетона.

Знающие люди говорят, что, в отличие от других преступных группировок, очень быстро понявших, что наибольший доход приносит именно экономика, а не криминал, и кинувшихся легализовывать преступные капиталы, Кашкаед оставался ретроградом. Его группировка была именно криминальной. Сбившиеся в стаю пацаны активно промышляли кражами, грабежами, крышеванием мелкого бизнеса, угонами и вымогательствами. Одним словом, творили самый лютый беспредел. Свои объекты появятся у группировки, сохранившей после гибели лидера свое название, лишь в конце 2000-х. Зато блатные понятия и зоновский романтизм цвели здесь пышным цветом. Мало кто знает, но именно «кашкаедовские», еще до появления в Забайкалье вора в законе Углавы (Тахи), начали практиковать насильственный сбор с подростков денег и вещей на так называемый «общак».

Парадоксально, но после смерти Ческидова-Кашкаеда его группировку возглавил человек, который никогда ранее… не был судим. Речь о Сергее Явишеве, обладателе кличек Камазист и Лысый. Будучи более трезвомыслящим человеком и не таким агрессивным, как его предшественник, Лысый, кстати, в прошлом действительно водитель КамАЗа, после серьезного разговора с Ведерой предпочел помириться с «осиновскими» и их боевым «меценатовским» крылом. Потом Явишев начнет активно сотрудничать с вором в законе Тахи. За что в итоге и поплатится. Будет арестован, а впоследствии умрет в камере читинского СИЗО от сердечной недостаточности. После этого «кашкаедовские» окончательно прекратят свое существование. И как группировка, и как криминальный бренд.

 

Аслан ПЛИЕВ

Фото из архива «Вечорки»