В череде громких убийств минувших лет, которыми была богата криминальная история Забайкалья, немного особняком стоят преступления, жертвой которых являлись уроженцы Китая. Сегодня в рамках нашей ретроспективы «Вечорка» вспомнит два таких случая. Оба произошли в 2009 году.
27 июля в Каштаке из автомата был расстрелян джип известного художника и бизнесмена Ван Вейцзя, имевшего российское гражданство. 25 декабря у подъезда своего дома по улице Курнатовского был зарезан крупный предприниматель Ян Синго, гражданин КНР, много лет проживавший в Чите и ведущий тут дела.
За прошедшие годы, если верить открытым источникам, однозначной ясности в обеих историях не прибавилось.
Выстрелы возле коттеджа
Убийство Ван Вейцзя было обставлено в лучших традициях бандитского беспредела. Около часа дня неизвестный открыл огонь из автомата Калашникова по джипу «Тойота-Ланд-Круизер». Автоматные очереди раздались в тот момент, когда внедорожник ждал открытия ворот на территорию участка. В салоне машины находились сам 48-летний Ван Вейцзя и его 25-летний водитель-охранник. С первыми выстрелами охранник попробовал вывести машину из сектора стрельбы. Однако пули все-таки достанут его и пассажира внедорожника. На месте убийства сыщики обнаружат большое количество автоматных гильз калибром 5,45 мм. В корпусе машины насчитают свыше 20 пулевых пробоин. Орудие убийства киллер унесет с собой.
Забайкальцам уроженец Харбина Ван Вейцзя, проживавший в Чите с 1985 года, которого на русский манер все называли Виктор Ван, известен благодаря своим хобби. Он являлся художником-пейзажистом. Его работы охотно выставляли музеи Забайкалья, России и иностранных государств, брали себе частные коллекционеры. Кроме того, российский китаец занимался разведением голубей, являясь в регионе чуть ли не единственным профессионалом в этой сфере. В начале 90-х годов семья Ван Вейцзя открыла в Чите кафе «Циньсян», первое и долгое время единственное заведение китайской кухни в Забайкалье. Также его имя значилось в числе соучредителей нескольких юридических лиц, занимавшихся лесом и торговлей.
То, что биография погибшего с большой вероятностью имеет второе дно, ровно через месяц официально заявил представитель Следственного комитета (в ту пору еще входившего в состав органов прокуратуры — авт.). Руководитель постоянно действующей следственно-оперативной группы по расследованию умышленных преступлений следственного управления Следственного комитета РФ при прокуратуре по Забайкальскому краю Денис Матвейчук, выступая 27 августа на пресс-конференции, заявил, что раскрытие этого преступления не выгодно никому, кроме правоохранителей.
«Китайский предприниматель Ван Вейцзя занимался бизнесом. При этом около 90 процентов всех его дел совершались нелегально. Его родственники и знакомые не хотят, чтобы дело было расследовано, так как выльется много грязи», — на лентах информационных агентств до сих пор можно найти точную цитату высокопоставленного силовика.
В мае 2010 года представитель СК сообщил, что уголовные дела, возбужденные по факту убийства Ван Вейцзя и директора читинского авторынка Бориса Путинцева, также погибшего в 2009 году, были приостановлены. В случае с Путинцевым истину все же установить удалось. За его убийство будут осуждены киллеры группировки Дубинникова (Костя Татарин) по прозвищу Зина и Утюг. История же расстрела художника-предпринимателя китайских кровей, похоже, до сих пор пребывает в разряде «глухарей». Никакой информации о том, что дело сдвинулось с мертвой точки, в открытых источниках «Вечорке» отыскать не смогла.
Разборки у подъезда
В случае с убийством известного предпринимателя Ян Синго 1969 года рождения, первого владельца рынка «Ся-Ян» и одноименной внешнеэкономической компании, у следствия даже был свидетель. Некий мужчина рассказал сыщикам, что видел, как утром в предновогоднюю пятницу, 25 декабря 2009 года, во дворе элитки по улице Курнатовского произошла ссора между тремя китайцами, одним из которых был Ян Синго.
Пока первый нападавший держал жертву за руки, другой нанес ему пять ударов ножом. После чего налетчики скрылись. Задержать их или установить личности по горячим следам так и не удалось. В 2010 году СК при прокуратуре намекнул, что преступление, очень сильно похожее на уличную ссору, вполне может оказаться заказным.
«Пока преступление не раскрыто, нельзя однозначно констатировать, но, тем не менее, по всей вероятности, оно связано с экономической деятельностью убитого и вполне возможно является заказным», — говорил в ходе пресс-конференции тогдашний руководитель следственного отдела по Центральному району Читы Андрей Беспечанский. Его слова легко можно найти в Сети даже в результате беглого Интернет-поиска.
С тех пор никакой открытой информации о расследовании убийства как не было, так и нет. О масштабах предпринимательской деятельности, которую вел в Чите погибший бизнесмен, красноречиво рассказывает небольшая заметка, вышедшая в апреле 2006 года в газете «Коммерсант». Главное деловое издание России тогда писало, что Ян Синго и его компания «Ся Ян» при поддержке правительства города Маньчжурия готовы инвестировать 200 миллионов долларов в строительство на территории забайкальской столицы района торгово-экономического сотрудничества. Он должен был включать торговый центр, таможенный склад и жилой район со всей инфраструктурой. Проживать там должны были исключительно китайские граждане, работающие в Чите. Таким образом, резюмировал «Ъ», речь шла о строительстве в Чите полноценного чайна-тауна. Проект планировалось реализовать в течении нескольких лет, построив первые объекты уже в 2006 году. В полном объеме задуманное так и не было реализовано.
Аслан ПЛИЕВ
Фото из архива «Вечорки»