Затерянный в тайге, забытый властью. Продолжение

Затерянный в тайге, забытый властью. Продолжение

Фото автора

(Окончание, начало в № 6)

Продолжаем наше путешествие по одному из самых интересных населенных пунктов Забайкальского края, обозначенному на картах как Горный-1. Сегодня мы совершим шопинг в местном «торговом центре», на самом деле это совсем крошечный магазинчик, заглянем на местный рынок, в школу, где местные волонтеры и школьники плетут сети для СВО, посмотрим на закрытый детский сад и поговорим с местными жителями за жизнь.

За время, прошедшее с публикации первой части репортажа о Малой Десятке, в ЗАТО Горный произошли интересные и положительные изменения. Правительственный ТГ-канал 75.RU сообщил о завершении капитального ремонта в поселковой поликлинике. Состоялся он благодаря нацпроекту «Здравоохранение». В учреждении отремонтировали системы водоснабжения, водоотведения и отопления, установили новые окна и двери в кабинеты. Появились в поликлинике отдельные регистратуры для детей и взрослых, а дневной стационар разделили для женщин и мужчин.

Речь, как вы понимаете, идет о «центральной усадьбе» ЗАТО Горный, в Малой Десятке все по-прежнему, и чтобы прикоснуться к чудесам современной медицины и оценить результаты нацпроекта, ее жителям необходимо преодолеть 28 км, разделяющих один Горный от другого.

Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Есть в Малой Десятке свой аптечный пункт, который заодно исполняет и роль медицинского учреждения. Опустим тот факт, что помещение совершенно не приспособлено для приема больных и, как утверждают местные жители, заросло плесенью. Если честно, только по этой причине я не стал туда заходить — только сфотографировал вход и пошел дальше. Рядом стоит здание бывшей столовой. Если судить по ее размерам, то сегодня, будь она в рабочем состоянии, в ней могли бы одновременно пообедать все жители Малой Десятки. Но от былого великолепия остались только стены.

Напротив бывшей столовой находятся торговые ряды — это местный рынок. Наверное, когда-то здесь кипела жизнь и жители частных подворий торговали мясом, молоком, домашней сметаной, творогом, яйцами.

В лучшие свои годы поселок Горный-1 был образцом идеальной смычки города и деревни. На небольшой территории бок о бок существовали город с его многоэтажками, магазинами, шикарным клубом, школой, детским садом и небольшая деревенька Шебартуй, а точнее то, что он нее осталось. А на противоположной стороне поселка располагается «деревня будущего» — благоустроенные коттеджи со всеми удобствами. Говорят, в одном из этих коттеджей жили американские офицеры, следившие за уничтожением советских ракет в конце 80-х годов прошлого века.

В прежние годы в Горном-1 было несколько магазинов, о чем свидетельствуют вывески на стенах домов. Магазинов давно нет, а вывески продолжают висеть и медленно ржавеют. В одном из окон нежилой многоэтажки осталось даже объявление о приеме в работу пленок Kodak и печати фотографий. Сама компания давно уже обанкротилась, и теперь о ее существовании напоминает только небольшой аншлаг в окне нежилой многоэтажки.

Единственный в поселке магазин располагается на первом этаже дома в бывшей квартире. Ассортимент небольшой, все только самое необходимое. Но растворимый кофе, печеньки и пряники нашлись. Местные жалуются на цены — дорого, хотя это, конечно, относительно. Каких-то заоблачных цен я не увидел. Да, они чуть выше, чем в Чите, но не намного. Однако для большинства местных жителей, живущих на пенсии и зарплату в 30 тысяч рублей, и эта разница критична.

А еще женщины жалуются на дорогую водку в магазине. Переживают не за себя, а за мужиков, которым «беленькую» зачастую отпускают под запись. «Мужчин и так в поселке совсем немного, так они еще и спиваются», — говорят женщины и тяжело вздыхают.

Цены в Горном — это весьма интересный предмет. Например, литр деревенского молока здесь можно купить всего за 50 рублей. В Чите как минимум в три раза дороже. Такая дешевизна объясняется крошечным рынком сбыта — покупать молоко попросту некому, а возить его куда-то на продажу себе дороже. Пока довезешь от Малой Десятки до Горного, оно золотым станет.


Десяток домашних яиц — 150 рублей. Вполне приемлемо — это средняя цена по региону. Но, повторюсь, все относительно, особенно если рассматривать цены через призму зарплат.

После посещения поселкового «торгового центра» с наслаждением пьем с Кантемиром кофе и подводим первые итоги поездки.

— А кофе, кстати, совсем неплох, — говорит Володя, отхлебывая напиток из походной кружки и закусывая купленным в магазине чокопаем, продавщица Лида сняла последнюю упаковку печенья с витрины. Простите нас, детишки Горного, если вдруг лишили кого любимого лакомства.

— Это потому, что вода здесь очень вкусная. Вот и кофе получается отменным, — высказываю свои предположения.

— И вода, и воздух чистые, как слеза младенца.

Вспомнили события вчерашнего дня. Приехали в поселок уже затемно. Нас встретили, и, чтобы найти нужный дом, к нам в машину сел муж Натальи (мы с ним даже познакомиться не успели) и по совместительству кочегар с местной котельной.

«Сразу слышно, что с Читы приехали — углем воняете!» — сказал он, усевшись на заднем сиденье.

Быстро завтракаем и шагаем в местную школу. Сегодня это, пожалуй, самое красивое и ухоженное здание в поселке. Само здание сияет свежим ремонтом. Вокруг чистота и порядок, все дорожки почищены от снега. Снаружи и внутри школа производит самое приятное впечатление. Сразу видно, что в школе работают радеющие за свое дело люди. Встреча и разговор со школьными работниками подтвердили наши предположения.

Но, как бы хорошо ни выглядела школа и какими бы прекрасными ни были ее работники, над ней сегодня сгущаются свинцовые тучи. Руководство ЗАТО Горный хочет ее закрыть. Причина — отапливать школу не рентабельно. В школе учится всего семь учеников. Сюда же перевели детский сад, хотя само его здание находится в прекрасном состоянии. Там нужно только сделать небольшой ремонт в помещениях и можно принимать детишек. Но легче все закрыть. Учеников планируют отправить в интернат.

— Как так? При живых родителях и отправлять детей в интернат! — все жители Горного, с кем мы говорили, против этого людоедского решения.

— Не хотите отдавать детей в интернат, тогда оформляйте временную прописку и переезжайте в Горный, — предлагают родителям школьников.

Вообще, удивительно, сегодня чиновники всех уровней говорят о семейных ценностях, о необходимости поддерживать семью, в стране реализуются национальные программы и много еще чего делается. И в то же время в Горном-1 хотят школу закрыть, потому что содержать ее дорого.

Господа чиновники из администрации ЗАТО Горный и Правительства Забайкальского края! Дети-то что вам сделали? Зачем разлучать их с родителями? Опомнитесь! Нельзя так. Найдите другое решение, уверен — оно есть, надо только решать этот вопрос не только с умом, но и с душой. Бездушие еще никогда и никого не красило. Подойдите к решению вопроса, как будто это ваши дети, ваши кровиночки.

Но пока перспективы у школы малоприятные — скорее всего, этот учебный год станет для школы последним.

«Как сплетем сотую сеть для ребят с СВО — и закроют школу», — говорит работница школы Лена.

На момент нашего визита в школу местные волонтеры и ученики сплели 82 сети. Это, кстати, больше, чем сделали в большом Горном. Уже в этом году школа и жители поселка собрали бойцам спецоперации, среди которых есть жители поселка, один груз, второй ждал отправки в вестибюле школы. Его должны были забрать в тот день, когда мы пришли школу.

«Мы поддерживаем с ребятами связь. Созваниваемся, списываемся с ними постоянно, — говорит Лена. — Ребята пишут нам свои пожелания. Помню, сплели первую сеть, а они нам пишут — нет, так ее нельзя плести, нас сразу засекут. Учли все пожелания, сейчас замечаний нет».

На входе в школу стоит коробочка и объявление «Сбор на сети». «Вечорка» внесла свою скромную лепту.

О закрытии школы женщины говорят с болью. Это видно по выражению их лиц. Школа-то прекрасная — светлая, теплая, прекрасно оснащенная, но не выгодная. Не хотят власти содержать школу, в которой учатся семь учеников и располагается переехавший сюда детский сад. Для них легче закрыть, а каково местным жителям и работникам школы? Пока жива школа — живет и поселок. Закрой ее — и Горный-1 тут же начнет затухать. Такие процессы «Вечорка» наблюдала во многих населенных пунктах, где пытались оптимизировать расходы и закрывали школы.

Клуб, который стоит в двух шагах от школы, уже потерян безвозвратно. Его в свое время тоже пытались отстоять. Сегодня от клуба остались только стены. Стоит он посреди поселка и смотрит на него зияющими пустотой оконными проемами и как будто предчувствует, что очень скоро и школа, и жилые дома, и котельная разделят его печальную участь, и уйдет отсюда жизнь безвозвратно. Вот только непонятно — кому от этого станет лучше? Разве, избавившись от Малой Десятки (Горный-1), станет богаче большой Горный и выиграет бюджет Минобороны и Забайкальского края? Может быть, показатели вырастут на какие-то десятые, сотые доли процента, но жизнь местным жителям поломают навсегда. Стоит ли оно того?

Олег ТОПОЛЕВ