Таежный тест-драйв, или как красноярский внедорожник сломался в забайкальской тайге

  • 28 мая 2021 г.
Таежный тест-драйв, или как красноярский внедорожник сломался в забайкальской тайге

На фото: Красавец "3380"

— Глядь! Колеса руля не слушаются, — бросил через плечо водитель Юра.

— Тормози-тормози, а то врежемся! — скомандовал оказавшийся невольным штурманом Слава…

После остановки все вышли из машины. Опытный технарь Андрюха обошел внедорожник и, закурив, лишь молвил: «Поздравляю всех с днем рождения. Если б это произошло на федералке, через три дня знатные похороны были бы».

Видео-версия: 

Экспедиция «Фотоловушка»

К этой командировке мы готовились давно. Не секрет, что наша редакция активно развивает направление «Вечорка ТВ» (ищите на YouTube). Чтобы стать еще интереснее для зрителя и читателя, было принято решение обзавестись собственными фотоловушками. Их мы планируем установить в непролазной тайге. Хотим не на словах, а на эксклюзивных фото и видеофактах показать богатство или скудность таежной фауны Забайкалья.

Помощь в приобретении фотоловушек нам оказали сотрудники специализированного магазина «Четыре глаза», расположенного в Чите по улице Амурской. Стать нашим проводником согласился Слава — друг редакции и владелец охотугодий. Он проложил маршрут, а главное — договорился с Юрием — обладателем настоящего снегоболотохода красноярского производства. Судя по внешнему виду, на таком красавце не страшно отправиться даже с Илоном Маском на непредсказуемый Марс. Да и по заверениям производителя, компании «Sever Trucks», их техника полностью соответствует своему названию — в-е-з-д-е-х-о-д. Правда, имя у нашего оказалось скучным — «3380» — какие-то четыре сухие цифры.

В лесу было накурено. Кордон "Гуран"

Таким образом, в экспедицию вошли: Юрий — хозяин и водитель болотохода; Слава — хозяин охотугодий и наш проводник; Андрей — опытный технарь, знаток тайги. Ну и, конечно, съемочная группа «Вечорки», состоявшая из оператора Сани и меня, автора этих строк. Задача — добраться до верхнего зимовья в верховьях Элымера. Цель —установить в этом медвежьем углу фотоловушки. Расстояние в один конец — каких-то 250 километров. За день до выезда все это казалось легким, беззаботным путешествием.

День первый

Из Читы в приподнятом настроении мы выехали в среду в 10 утра. На Чернышевском посту ГИБДД нас остановил сотрудник. Долго разглядывал документы, но чаще косился на сам внедорожник. Его понять можно —, не каждый день на дорогах Забайкалья повстречаешь такую диковинку. Оказалось, что для управления этим снегоболотоходом нужно быть трактористом, то есть обладателем удостоверения на право управления трактором. Расход у «3380» не такой уж страшный — 15-17 литров на сто километров.

С федералки мы отвернули на Новотроицк, доехали до Ильинки. Там, по настоянию знатных таежников Славы и Андрея, провели необходимый обряд — побурханили. Иными словами, задобрили божков местности, для того чтобы поездка наша была удачной.

Далее мы проехали кордоны «Листвиничная горка», «Гуран». Затем оказались в местности с веселым названием «Веселые». Представьте посреди живописной тайги заброшенные постройки, пилораму, груду металлолома — останки бывших грузовиков, погрузчиков и тракторов — это и есть «Веселые». Хуторок, назовем его так, образован недавно, лет десять тому назад. Построил его один из авторитетных предпринимателей, находящийся в настоящее время за решеткой. По словам сторожа Андрея — тамошнего единственного обитателя — название «Веселые» таежный хуторок получил не случайно. Дело в том, что работниками там были бывшие заключенные. По задумке хозяев, именно трудовая реабилитация после отсидки в лагерях должна была вернуть в общество полноценных людей. Но, видимо, что-то не сработало в этой социально важной программе, зэки стали бухать беспробудно, гулять, драться за внимание немногочисленных женщин, работавших с ними…

Последним оплотом цивилизации на нашем пути оказался кордон, прозванный в народе «Кулак». Поговаривают, что принадлежит он крепкому хозяйственнику, занятому в основном в животноводстве. Подтверждают эти слова кони, коровы и многочисленные хозяйственные постройки на его землях.

Проехав еще километров десять по настоящему болоту, мы отвернули направо, к вершине Элымера. Было понятно, что на той таежной дороге мы первые люди на транспорте за долгое время. И я сильно сомневаюсь, что какой-нибудь уазик преодолеет эту разбомбленную рокаду, иначе ее не назовешь. Глубокие ямы, заполненные водой, сменяли огромных размеров валуны и поваленные поперек дороги толстенные лиственницы. Но для «3380» это было не страшнее, чем для редакционной «Газели» проехаться по неасфальтированной улице Кастринской в Чите. Мы все уже почти полюбили наш снегоболотоход.

Но вдруг сидевший за рулем Юра бросил через плечо:

— Глядь! Колеса руля не слушаются.

— Тормози-тормози, а то врежемся! — скомандовал наш проводник Слава, оказавшийся невольным штурманом.

После остановки все вышли из машины. Опытный технарь Андрюха обошел внедорожник и закурил.

— Поздравляю всех с днем рождения. Если б это произошло на федералке, через три дня знатные похороны были бы, — сказал он.

Красавец оказался недоделанным 

Смеркалось. На северах темнеет рано. Под ногами бежали студеные ручьи, из падушки (от слова падь) подкрался коварный хиус. Причину поломки мы вскоре обнаружили — со ступицы сорвало болты, державшие рулевую сошку. Разбираться с поломкой в таежной мгле, даже при наличии хороших фонариков — дело неблагодарное. До зимовья мы так и не доехали. Было принято решение табориться (от слова табор).

Поодаль на более-менее сухой полянке развели костер. Достали гречневую кашу с говядиной в консервах, вскипятили чай с дымком. Снятое огромное колесо нашего «3380», производителям которого в тот вечер наверняка икалось, послужило столом…

На увале затявкал гуран. Затем раздался какой-то громкий рык.

— Медведь, наверное, — спокойно сказал охотник Андрюха.

У костра запахло не только дымом. Оператор Саня, для которого эта поездка — первое таежное испытание, стыдливо отвернулся.

После ужина трое легли на задние нары, один — в водительский отсек. Слава же забрался в спальник на крышу внедорожника, о чем к утру пожалел — там было холодно, он замерз.

День второй

Утром меня разбудил громкий звук металла об металл. Дело в том, что ребята приняли решение выбить каким-то образом обломки болтов в ступице, найти новые временные, закрутить и попытаться выбраться на «большую землю».

— Другого выхода я не вижу. Никакой эвакуатор сюда за нами не приедет. Хотя есть второй выход — идти пешком, но это до любого кордона километров сорок в один конец, и неизвестно, когда мы дойдем и дойдем ли. А оттуда надо еще и возвращаться с подмогой — на конях ли, пешком ли. Сами слышали вчера, что медведи тут шарятся, — говорил Слава.

— А фотоловушки? — осторожно напомнил я о цели нашей экспедиции.

Товарищи по несчастью посмотрели на меня не по-доброму как-то. Я решил заняться делом.

Ближе к обеду поддался обломок первого болта. Это вселило надежду. К вечеру капитулировал второй. Мы быстро, как могли, собрали хлипкую конструкцию на двух найденных в машине болтах, установили колесо на место, развернулись и поехали обратно.

— Только очень аккуратно рули, а то сорвем эти, и тогда нам точно хана, — напутствовали Юру Слава с Андрюхой.

Юра, конечно же, старался как мог, но не прошли мы и десяти километров, как что-то громко хрустнуло под днищем нашего болотохода — прощайте спасительные болты!

— Теперь точно идем пешком, собирайте вещи, — сказал Слава.

— Разводите костер, — противоречил ему Андрей. Оба залезли под машину.

Легко сказать — костер. На прежнем месте хоть сухая полянка была и деревья росли. На этом же — болотина и чупура кругом. Глаза боятся, руки делают — с десятой попытки мы с Саней костер разожгли. Потом приготовили шикарный суп — вскипятили воду из ручья, добавили в котелок макароны с тушенкой. Поверьте, ничего вкуснее в своей жизни не ел, и ребята со мной согласились.

Вкуснее не бывает 

В неугомонной же голове Славы родилось новое спасительное решение.

— Пока никуда не идем. Откручиваем рулевую тягу, сгибаем ее кувалдой и прикручиваем наоборот, я думаю, поможет.

Сказано — сделано. Не сразу, конечно, так, часа через два. Реализация этой задумки оказалась спасением. Но временным. Через километров десять опять — хрясь, удар железа об железо, остановка.

Смеркалось 2.0. На сей раз никому никаких указаний давать не пришлось. Через пять минут чайник висел на таежном таганке, вещи были выгружены, кто-то из рундука достал спасительную жидкость. Дело в том, что тайга, в которой мы оказались, вовсю давила из себя влагу, и практически у всех промокли ноги, а это в весеннем лесу да в нашей ситуации может быть опасней встречи с косолапым. Что делать утром, мы догадывались…

День третий

Догадываться-то догадывались, но всего не учтешь. Мы находились в горах, а это о многом говорит. Например, о том, что в мае там, наверху, снег — обычное явление. Ночью он и повалил — в общем, завтракали мы в сугробах. Ребята-технари без паники, с учетом полученного опыта, вновь прикрутили изогнутую кувалдой рулевую тягу задом наперед, мы ж собрали табор.

Хозяин Юра чинит свой снегоболотоход

— Имейте в виду, это наш последний шанс. Еще раз сорвем болты, не выберемся, — напутствовал Слава.

Перед машиной бежала тетерка. За глубоким бродом дорогу наперегонки перескочили две косули. В машине раздались возгласы как минимум трех азартных охотников, ну и мой до кучи. Только таежный новичок Саня так ничего и не понял — кто, где, зачем пробежал.

Там, наверху, у истоков трех речек — Кручины, Никишихи, Читинки — с неба большими хлопьями валил снег, превращавшийся на земле в потоки воды.

— Если вся эта вода придет по речкам в Читу, наводнения не избежать, — сказал Андрей.

У кордона «Кулак» мы остановились, пообщались с хозяином. Осторожно, по-кулацки с недоверием он окинул взглядом машину, затем нас и спросил: «Вы кто такие, я вас не звал?»

Размусоливать не стали, объяснили, что тестируем наш снегоболотоход, и поехали.

Через пару километров повстречался всадник. Рассказал, что там, в паре километров, на дороге упала корова и не встает. Проехать мимо — это не про нас. От увиденного чуть слезы на глазах не навернулись. Молодая телочка задними ножками попала в болотину, не смогла выбраться и уже испускала дух.

Мы ее спасли. Кордон "Кулак"

— Чабан достать в одного не смог, видимо, потому на кордон за подмогой поскакал. Обессилила она, весна, авитаминоз. Давайте вытаскивать, иначе волки до нее доберутся, — говорил Слава, знающий толк в животноводстве.

Мы с Андрюхой взялись за рога, Юра со Славой за гузно, и через пару минут телочка была спасена.

— Ура! — мы все почувствовали себя маленькими героями.

«Веселых» мы проехали весело, остановились перекурить у «Гурана». Там в лесу даже табличка такая есть — «Место для перекура».

Подъезжали к «Листвиничной горке», до цивилизации в лице села Ильинка оставалось каких-то 40 километров. Но характерный звук — хрясь! — вновь вернул нас в суровую реальность.

Но теперь уж точно без паники. Наконец-то можно было воспользоваться спутниковым телефоном, который был у Андрюхи, но раньше казался бесполезным, потому, как я уже говорил, что нам на выручку там в тайге могла прийти только подобная нашему «3380» машина. А таких в Чите ни у кого пока нет. Через несколько часов за нами по проторенной дорожке приехал обычный внедорожник, каких полно в Забайкалье. Сначала он увез нас, затем вернулся с запчастями за Юрой. На этом наше приключение закончилось.

Двойной тест-драйв

Фотоловушки мы обязательно повесим в тайге, но в следующий раз. Пока же о другом.

Наша экспедиция показала многое. Например, то, что красноярская фирма «Sever Trucks» не совсем честна со своими клиентами. Она гарантирует качество и продает за большие деньги (тот же снегоболотоход «3380», который сломался под нами, судя по информации на сайте компании, стоит не менее 4 млн рублей), по сути, полуфабрикат. По мнению всей нашей команды, эти болты на такой машине, да за такие деньги, не должны были ломаться. С другой стороны, к проходимости этой машины претензий нет. «3380» нигде не застрял, прошел болота, каменные россыпи и таежные, забытые Богом дороги.

Здравствуй, ж**а, Новый год! Май. 

Также наше путешествие еще раз доказало, что тайга не терпит неподготовленных визитеров. Нам с оператором казалось это прогулкой — приехали, повесили ловушки, и домой. Теперь мы знаем, что так не бывает. В лес нужно уходить даже на полдня подготовленным и экипированным как на неделю.

Ну и самое главное. Лично я убедился в том, что из любой экстремальной ситуации есть выход, но только в том случае, когда команда работает слаженно, а среди ее членов нет трусов и паникеров. И это мой основной вывод из нашего тест-драйва.

Владимир КАНТЕМИР

Фото Эдуарда Петрищева