Фото автора
На выезде из Шилки в июне прошлого года появился очень интересный объект — «Автогонщикам Забайкалья»: у дороги на Вершино-Дарасунский на четырех металлических столбах установлены ярко-оранжевые «Жигули». Проезжаешь мимо этого памятника, или арт-объекта, даже не знаю, как его назвать, и как-то теплее и радостнее на душе становится.
По моему глубокому убеждению, эти «Жигули» — как доказательство того, что наше общество выздоравливает, а российская глубинка, как бы ее ни хоронили разные доброхоты, продолжает жить. Такие объекты ставят не ради получения какой-то выгоды или прибыли, их творят для души и дарят всем от чистого сердца. Человек, озабоченный тяжелыми думами и с жестким сердцем никогда такого не сделает, а то, что люди в Шилке, да и вообще во всех населенных пунктах забайкальской глубинки, замечательные, в этом «Вечорка» смогла в который уже раз убедиться.
Неприятности случаются
Редакционная машина совершенно неожиданно заглохла. Такое хоть и редко, но все же случается.
На самом подъезде к Шилке, у отворота на Митрофаново, командировочная бригада газеты в составе журналиста и водителя Михаила решила остановиться — до назначенной встречи оставалось еще полтора часа, было время испить кофейку, который сварили тут же на походной плитке, перекусить бутербродом, а затем уже можно было заняться делами.
Через лобовое стекло были видны дымы Шилки, а в салоне шел неспешный разговор о том о сем, в общем — ни о чем. Когда с бутербродами и кофе было почти закончено, редакционная «Тойота» вдруг тяжело вздохнула, издала тяжелый то ли всхлип, то ли хрип и заглохла.
«Не понял, — брови Михаила взметнулись вверх. — Чтобы это значило?»
В течение ближайших 10-15 минут машина наотрез отказывалась заводиться. Под капотом причина не была обнаружена — все сидело на своих местах.
Водитель Михаил — человек опытный и калач тертый, закаленный постоянными поездками, но в этот раз машина была не его. Инструментов в машине был самый минимум — отвертка и плоскогубцы.
Тем не менее поломку Михаил нашел быстро — отказал бензонасос. Теперь предстояло его снять, купить аналог в магазине запчастей, установить его на машину и продолжить поездку.
Но как это сделать без инструментов? Порывшись по карманам и сумкам, нашли еще нож-мультитул и армейский нож. Все! С отверткой и плоскогубцами быстро завершить ремонт не представлялось возможным. Тем паче что по случаю субботы и постпраздничного дня магазин автозапчастей работал по сокращенному графику.
Михаил начал останавливать проезжающие машины. Остановился водитель микрогрузовика и дал гаечный ключ на 8.
— Сколько должен за него…
— Ничего не надо, — был ответ.
— … или адрес скажите, куда его завезти.
Добрый человек лишь показал головой:
— Считай, что это подарок, — и так быстро отправился дальше по своим делам, что удалось сфотографировать только его спину.
С ключом дело пошло веселее — удалось открутить два болта, правда, всего их там было около десятка, и выкручиваться они наотрез отказывались.
«Хьюстон! У нас проблемы!»
Созвонились с редакцией, рассказали о ситуации. Начался поиск решения.
Не знаю, как там работает теория «шести рукопожатий», но в нашем случае все произошло гораздо быстрее. У Марии Праницкой в Шилке нашелся дальний родственник — брат жены двоюродного брата. «Седьмая вода на киселе» — другими словами.
«Брат жены» Алексей примчался из Шилки примерно через 20 минут. Привез необходимый инструмент, и дело пошло гораздо быстрее — бензонасос был снят, помещен в чистый пакет, и мы помчались в Шилку.
Я не случайно начал репортаж с памятника «Автогонщикам Забайкалья». Не знаю как во всем остальном Забайкалье, но теперь я буду знать, что в отдельно взятой Шилке едва ли не каждый — автогонщик. Причем самый настоящий. Не буду уточнять, с какой скоростью мы мчались в сторону Шилки, а затем по ее пустынным улицам, просто не хочется смущать местных сотрудников ГИБДД.
В наше оправдание могу лишь сказать, что у нас на то было несколько уважительных причин: необходимо было успеть на встречу — это была главная часть редакционного задания, затем в магазин автозапчастей, который страстно желал закрыться раньше времени, и самое главное — Алексей опаздывал на работу, и, по всей видимости, опаздывал безнадежно. Тем не менее свою миссию «доброго самаритянина» он выполнил до конца и уехал только после того, как Михаил не только собрал бензонасос, но и установил его, а машина в знак благодарности завелась.
Алексей, если ты читаешь эти строки, то прими наши самые искренние благодарности. Ты нам сильно помог. Без твоей помощи нам бы пришлось очень сложно. Спасибо!
Шилка — город контрастов?
Сотрудникам «Вечорки» часто приходится бывать в Шилке, но по большей части это экспедиционные поездки — развоз газеты, и времени проехать по городу, осмотреть его достопримечательности, поговорить с людьми не остается.
В этот раз, к сожалению, из-за поломки пришлось значительно сократить экскурсионную программу. Тем не менее кое-что увидеть удалось.
На центральной улице Шилки, носящей имя Ленина, расположен городской парк. Особенно он красив в свете ночных фонарей, в Интернете много таких фотографий, парк действительно смотрится очень красиво. Мы наступления темноты ждать не стали и отправились дальше.
Перед входом в парк установлен МиГ-15, один из первых советских реактивных истребителей. В самом памятнике нет ничего необычного, но в день нашего приезда по Шилке гулял ощутимый ветерок. На каждый его порыв самолет отзывался движением всего корпуса, и складывалось полное ощущение того, что МиГ летит. Добавьте к этому наше бесконечное и ослепительно голубое забайкальское небо, и все в сумме даст полное ощущение полета.
А если подойти к памятнику поближе, то можно даже услышать, как он поскрипывает в своем «полете».
Неподалеку от МиГа стоит здание Многопрофильного лицея. Оно сразу бросается в глаза — на фоне всех остальных зданий оно выделяется свежей голубой краской и недавним ремонтом. Можно даже залюбоваться, когда на него смотришь.
Правда, я никак не мог понять, что меня в здании лицея смущает… Посмотрел с фронтальной стороны — красота: большие окна, белая и голубая краска создают настроение торжественности и праздника.
А вот когда зашел немного сбоку, сразу нашлась причина — задняя двухэтажная пристройка к лицею имеет такой затрапезный вид, будто была построена еще при Романовых: отбитая штукатурка в полстены, осыпающиеся кирпичи создают картину полнейшей разрухи и безнадеги. То ли денег не хватило на ремонт всего здания, то ли разворовали по русской традиции. А может быть, пристройку никто и не собирался ремонтировать? Одним словом, получилась очень показательная картинка к заголовку «Шилка — город контрастов».
Тем не менее из Шилки мы возвращались в прекрасном настроении. Недостатков у нас всех хоть отбавляй, у кого-то больше, у кого-то меньше. Все это справедливо и по отношению к городам, селам и даже отдельно взятым зданиям. Но все недостатки можно исправить, и я уверен, что в Шилке это рано или поздно произойдет, стены заштукатурят, кирпичи вернут на место — люди-то там живут прекрасные!
Олег ТОПОЛЕВ